Последнее исследование глобального рынка пива компании Euromonitor фиксирует значительный рост объемов продаж в развивающихся странах. В развитых странах объем рынка пива растет медленнее, зато стоимость рынка увеличивается, в основном благодаря увеличению доли специализированных и премиум-марок, говорится в материале, подготовленном RetailStudio.org по заказу Vodka.com.ua.
Мировые тенденции
Последнее исследование Euromonitor International показывает, что глобальный рынок пива в 2003 г. составил 1,484 млн. гекталитров, что представляет собой 2,3% увеличение по сравнению с предыдущем годом.
Рост объясняется повышенным потреблением в развивающихся странах. Особенно это заметно в Китае, где объем рынка уже превысил американский, ранее считавшийся крупнейшим рынком пива в мире. На более развитых рынках пива, где насыщение этим продуктом увеличивается, объемы потребления растут медленнее, считает Энн Ньюджент, менеджер исследований рынка алкогольных напитков компании Euromonitor International.
Интересно, что стоимость рынка росла в 2003 году быстрее, чем объем продаж. В терминах стоимости рынок вырос на 10,2% (3,8% с учетом колебания валютных курсов). В основном это связано с успехом импортных, премиум и специальных марок. В США также растет популярность легких (light) марок пива, что является ответом на общий тренд к употреблению продуктов с низким содержанием углеводов.
Основными барьерами роста в 2003 году явилось замедление американской экономики и продолжение рецессии в Японии. Кроме того, потребители все больше заботятся о своем здоровье и сокращают прием алкоголя, что также приводит к ограничению потребления пива. Другими факторами, сдерживающими рост продаж пива, являются новые модные тенденции к увеличению потребления других напитков, таких как вино, слабоалкогольные напитки и бутилированная вода. Наконец, сдерживает рост рынка и ужесточение мер против вождения в нетрезвом состоянии, считает г-жа Ньюджент.
Глобальный рост: объемы в развивающихся, стоимость в развитых странах
Самым быстроразвивающимся регионом в 2003 году была восточная Европа. По данным исследователей Euromonitor, региональныый рынок вырос на 6% по сравнению с предыдущим годом. В значительной степени этот рост обязан России, куда приходят крупные международные инвестиции.
Г-жа Ньюджент отмечает и рост в Чехии – признанном лидере по потреблению пива на душу населения – благодаря процветающей туристической индустрии.
Быстро рос и азиатско-тихоокеанский регион. Локомотивом роста тут является практически бездонный рынок Китая, где растут доходы населения, стандарты жизни, и куда приходят массивные инвестиции.
В то же время, в Латинской Америке продажи увеличились лишь на 0,4%. Быстрый рост рынков Колумбии и Аргентины не компенсирует сокращение венесуельского рынка, подверженного экономическому кризису. Кроме того, медленно растут мексиканский и бразильский рынки, что обусловлено по-прежнему низким уровнем доходов населения.
Тем не менее, Euromonitor оптимистически смотрит на этот рынок. Например, новообразованная InBev, возможно, разбудит рынок в Бразилии. Этот рынок, где 35% населения не достигло 18 лет, а средний объем употребления пива на душу населения составляет 50 л, на самом деле является чрезвычайно привлекательным.
На развитах рынках Австралии, Северной Америки и Западной Европы Euromonitor обнаруживает спад или стагнацию продаж в 2003 году. С одной стороны, рынки в этих регионах достигли своей зрелости. С другой стороны, тут растет конкуренция со стороны других алкогольных напитков, таких как вино или слабоалкоголка. Поэтому на этих рынках спрос смещается в сторону премиум-брендов, особенно импортных. В результате, в денежном выражении показатели продаж не такие уж и плохие.
Под знаком premium и light
Традиционное пиво уступает рынок импортным и специальным маркам. Например, в 2003 году с рынка Великобритании, ушла марка Heineken Cold Filtered, его место сейчас занимает импортная марка. Также Scottish & Newcastle планирует прекратить производство нескольких недорогих марок светлого (lager) пива, включая Hofmeister и Kestral Pilsner, McEwan’s и Courage Light, чтобы сосредоточиться на премиум-сегменте.
В 1998-2003 гг. доминировали премиум-бренды. Вместе с тем, в 2002-2003 гг. началась другая тенденция – развитие легких (light) марок пива, нацеленных на потребителей, ведущих здоровой образ жизни. Это тенденция особенно сильно проявляется в США, где четыре из пяти лидирующих брендов в 2003 г. были «легким светлым» пивом (light lagers).
В последнее время также продвигается идея «перепозиционировать» легкое пиво как пиво «с низком содержанием углеводов», таким образом привлекая поклонников низкоуглеводных и белковых диет.
Слияния и поглощения: кто следующий?
Последние годы характеризуются консолидацией пивного рынка. Многие рынки Западной Европы и Северной Америки достигли фазы насыщения и это ставит перед компаниями задачу поиска новых возможностей за границей.
Особенно заметны слияния на немецким рынке, все еще сильно фрагментированном в настоящее время. Рост интереса к специальным брендам пива обещает немецким пивоварам радужные перспективы на международных рынках, если удастся обеспечить себе достаточную финансовую и маркетинговую поддержку.
Безусловно, самый большой интерес вызывают слияния между гигантами пивоварной отрасли. Прошло немного времени после слияния Interbrew с южноамериканским пивоваром AmBev в марте 2004 г. Сегодня все взгляды обращены к предстоящему сотрудничеству между Coors и Molson. Обе масштабные сделки следуют за слиянием других гигантов – South African Breweries и Miller Brewery Co – в июле 2002 г.
Отдельные наблюдатели замечают, что даже при положительном развитии переговоров между Coors и Molson, последующее поглощение новосформированной компании является вопросом времени. Имена потенциальных покупателей также известны - Heineken и SABMiller. Растущяя конкуренция в глобальном масштабе дает Euromonitor основания полагать, что изменения в статусе неизбежны и для таких компаний, как Carlsberg, Scottish & Newcastle и Kirin.
Несмотря на тенденцию к консолидации, глобальный рынок пива остается сильно фрагментированным. В 2003 г. 10 ведущих пивоваренных компаний производят менее 45% общих продаж пива в мире. В то же время, первая пятерка лидеров безалкогольной промышленности удерживают половину мирового рынка.
Взгляд в будущее
На развитых рынках производители продолжат компенсировать высокую насыщенность рынков продвижением премиум и импортных брендов. Развивающиеся рынки, особенно в азиатско-тихоокеанском регионе, до сих пор зависят от превратностей роста своих экономик. Поэтому деятельность именно в развитых странах останется ключевым фактором повышения прибыли.
Пока не ясно, завоюют ли сильные позиции и на других рынках бренды пива с низким содержанием углеводов, как это произошло в США. Хотя наверняка органическое пиво, пробудит некоторый интерес потребителей, учитывая высокое потребление органических продуктов в целом, а также стремление потребителей минимизировать употребление исскуственных и генетически-модифицированных продуктов.
Значительное место в повестке будущего занимает развитие специальных брендов пива и нишевых брендов. На такой шаг могут идти более мелкие пивовары, поскольку они будут искать возможности удовлетворить специфические потребности потребителей в разнообразных видах пива. В 2003 г. пшеничное пиво продается самыми высокими обемами в многих стран, по-специально в Италии и Великобритании. Специальные бренды рассматриваются пивоварами как один из немногих способов поддерживать высокие маржы. Например, недавно заключенное партнерство между InBev и немецкой компанией Spaten-Franziskaner-Brau позволит немецкому пивовару успешно конкурировать на международном рынке, а InBev – расширить свое портфолио пшеничного пива, ранее включавшее только Hoegaarden.
Кроме того, Euromonitor прогнозирует распространение моды на пиво с вкусовыми добавками, особенно среди молодежи. Это видно по усилиям производителей по продвижению продуктов в этом сегменте. Особенно привлекательными в этом сегменте являются рынки Франции и Италии, исходя из высоких объемов реализованных тут в 2003 г.
RetailStudio.org по заказу Vodka.com.ua
Адрес материала в интернете: http://vodka.com.ua/articles/analytics/1487.htm
Назад
|