Хотя вино у нас традиционно уступает по популярности водке и пиву, его рынок, по разным оценкам, колеблется от 20 до 40 млн. дал (в зависимости от разных факторов, в том числе и сезонных, урожайных и экономических).
Отечественный производитель предлагает до 800 наименований продукции, при этом встречая серьезную конкуренцию лишь со стороны молдаван. Причина - дешевизна и сравнительно высокое качество украинского вина. Правда, отличительной особенностью отечественного винопроизводства является легкомысленное отношение к названиям: западно-украинские предприятия выпускают "крымскую" "Мадеру"; крымчане - "грузинское" "Саперави" и т. д. На потребительском спросе спиртного это не отражается, но сам факт заслуживает внимания.
Местные производители
Отечественное производство базируется в трех "виноградных" регионах, оперирующих своим сырьем, - в Закарпатье, западном Причерноморье и Крыму. Плюс два крупнейших индустриальных региона, перерабатывающие это сырье, - Киевщина и Донбасс. В виноградарском Закарпатье, кроме принадлежащего российской "Нидан-Фудс" сокового завода, находятся два крупнейших винопродуцента: компании "Айсберг" и "Котнар". Обе работают на всеукраинском уровне в сетевой и мелкой рознице под марками "Чизай" и "Котнар" (а также BeregVine). Оба производителя, помимо своего рынка, ориентируются на венгерский. До июля на винном рынке не был заметен новый сокозавод "Нидан+", но теперь он скооперировался с "Котнаром" и выдает упакованные в бумажный тетрапак дешевые литровки. Львовский винодельный завод выступает с брэндами типа "Мадера", но его продукция малозаметна.> Производство в центре сосредоточено в Киеве и Полтаве. Помимо "Советского Шампанского" Киевского завода шампанских вин (КЗШВ), наиболее раскручена торговая марка "Винодел" винно-водочной компании "Княжий Град". Долю торгмарки "Винодел" оценивают в стабильные 2-4% рынка, хотя не раз прогнозировали ее до 7-8%. Столичная компания "Теба Ко ЛТД", производитель вермутов, ликеров и фруктовых аперитивов под ТМ Salute, выдает сравнительно недорогой вермут, его тара и дизайн идентичны "Мартини". На Полтавщине лубенская "Алко-Трейд" двигает крымскую линейку марок.
На востоке базируются два республиканских гранда - Днепропетровский институт виноделия и ДП "Атлантис". Институт виноделия позиционирует сравнительно новые марки "Тамянка", "Кадарка" и "Классическое". По уровню проникновения в розницу его можно поставить в первые 5-7 ведущих винореализаторов. Сюда относят и днепропетровское ДП "Атлантис", заполнившее рынок десятками наименований под ТМ "Золотая Амфора". Рывок компании произошел в 2002 году, когда ее производство выросло вдвое (до 140 тыс. дал). В низкоценовом сегменте успешно работает спиртоводочная донецкая компания "ДА-ЛВ", выпускающая популярное вино "Альминская долина". Отметим также, что алкокомпания "Олимп" успешно освоила винный рынок путем создания консорциума с "Винконцерном" из Одесской области.
Больше всего всеукраинских производителей - в Крыму и Одесской области. Например, новая торговая марка "Коблево" пытается стать одним из лидеров рынка. Здесь полный цикл производства - от плантаций (обеспечивают 80% потребностей) до разлива по мировым стандартам. Контролирует марку компания "Национальные алкогольные традиции", которая, помимо "Коблево", выпускает вино "Бон Вин".
Одесская область - часть молдавско-одесского винного пояса, высоко оцененного еще французами в эпоху Наполеона, - только по официальным данным, выдает до 0,13 млн. дал вина в сезон, хотя и эту цифру нельзя считать полной. Неудивительно, что многие из городков и сел области попали в число крупных операторов рынка. Рекордсменом является село Шабо с одноименной торгмаркой Шабского завода, там же находится упомянутый выше "Винконцерн" (входит в состав крупнейшей алкокомпании "Олимп"). Кстати, виноделие в Шабо развивали еще французские переселенцы. На местном заводе применяются новейшие технологии, например, "холодный разлив", типичный для стран ЕС. Кроме того, успешно продается вино от "Агро" (Татарбунары), "Ударника", "Кардиала", "Харчовика" Килийского завода. В супермаркетах закрепилась серия вин "Староказацкое" из одноименного села. На Одесщине существует Институт виноградарства и виноделия, но в коммерции он не так активен, как днепропетровский.
Крым живет виноделием, и винзаводов здесь больше, чем городов. Крымчане чаще всего позиционируют свои региональные марки. Так, "Массандру" производит компания "Массандра", "Инкерман" -Инкерманский завод марочных вин, "Коктебель" и "Золотая Балка" изготавливаются на одноименных заводах марочных вин.
В прошлом году отмечали рост продаж от "Массандры" (была запущена в продажу часть старых коллекционных вин) и ялтинской "Ливадии". "Инкерман", судя по информации в прессе, начнет экспорт в Германию. В последнее десятилетие появились новые легенды - например, экскурсоводы Крыма рассказывают об утраченном секрете марки "Черный доктор".
Основные крымские брэнды представляют также Крымский, Феодосийский, Евпаторийский заводы. Однако здесь иногда практикуется и заимствование марок - такие производства сконцентрированы в Севастополе: "Сатера-Трейд" производит серию вин под маркой "Инкерман", а "Игристое" делает Севастопольский винзавод. Крым привлекает даже французских виноделов, пытающихся создать здесь СП. Некоторые проекты удаются. Например, "Крымский винный дом" выпускает ряд марок совместно с французским Empire du Vin.
Сегодня рейтинг самых заметных в продаже торгмарок выглядит примерно так: "Коблево" - "Золотая Амфора" - "Шабо" - "Чизай"/"Котнар" - марки Евпаторийского ВЗ - марки Днепропетровского ИВ - "Винодел" - "Массандра" - "Инкерман" - "Коктебель".
Импорт наступает
Летом стала заметна активизация импорта в Украину грузинского и молдавского вина. Специалисты поясняют данный факт закрытием российского винного рынка. Но большого прорыва и вытеснения местных марок пока не произошло.
Молдаване - самый опасный конкурент для отечественного производства. Во-первых, на украинском рынке молдаване представлены традиционно. Во-вторых, по цене их вина почти сравнимы с нашими (15-25 грн./бут.), в отличие от грузинских и прочих импортных. И наконец, молдаванам просто некуда отступать: положение у них аховое. Порядка 85% экспорта республики в Россию составляло вино. ЕС так и не стал альтернативой закрытому российскому рынку. Остается Украина, с которой руководству Молдовы не так давно удалось договориться об увеличении поставок.
В Молдове, согласно местным источникам, производством и продажей вина занимаются до 200 компаний. Крупных среди них немного: это "Дойна-Вин", "Крикова", "Басвинэкс", "Империал-Вин". Молдавские вина занимают среднеценовой сегмент, некоторые их фирмы ("Империал-Вин", "Аскони", "Кадайак-Вин") пытаются конкурировать в высокоценовом.
Грузинские вина представлены неравномерно: чем ниже статус магазина, тем их меньше. Строго говоря, вне супермаркетов, кроме украинских и редких молдавских марок, никого нет. Ощущение такое, что самостоятельным экспортером выступает каждое грузинское село. Наиболее активны порядка 10-15 грузинских продуцентов. Это, например, столичные "Тбилвино", "Тифлисский винпогреб", Грузинская компания вин и алконапитков и провинциальные "Оками", "Майн Вайн", "Сенакури", Кахетинский завод, "Телавийский винпогреб", "Телиани-Вели", "Борбокские винопийцы". Заметим, что виноделы Грузии не предлагают шампанского.
"Дальний" импорт последних лет представлен итальянскими, французскими, чилийскими, реже испанскими и болгарскими компаниями. Фрагментарно присутствуют импортеры из Австралии (Angove), Германии (Peter Mertes) и даже Японии (Sacura). Импортные вина имеют загадочные названия, но они весьма дороги (100 грн./бут.), и поэтому спрос на них слабый. Выделяются лишь чилийцы, также изгнанные с российского рынка. Их продукция не блещет бутылочным дизайном и суперэтикетками, но национальные брэнды типа "Дон Сегундо" вполне приемлемы по цене и качеству. Болгарское вино, так бойко продававшееся в советское время и даже в начале 90-х ("Медвежья кровь", "Монастырская изба"), сейчас не заметно.
Французское и итальянское вино под всемирно известными брэндами обитает в основном в дорогих ресторанах и винных бутиках. Хотя европейские поставщики следят за новинками дизайна и пытаются пробиться двумя путями - через дистрибьютеров (итальянское Martini & Rossi двигает свое супердорогое "Мартини" через местную компанию "АЛЕФ") и франчайзинг. То есть позволяют разливать свое вино нашим компаниям и продавать его под французскими брэндами. Нередко этикетка может скромно умолчать о точном месте разлива. И это важно учитывать при выборе продукции.
Проблемы и перспективы
База отечественного виноделия продолжает стремительно сокращаться, в результате чего площади виноградников за последние пять лет в Украине значительно уменьшились. Сегодня общая площадь угодий немного больше 90 тыс. га (для сравнения: всего десяток лет назад эта цифра составляла 400 тыс. га). Как следствие - усиливается борьба производителей за дорожающее сырье.
Общая беда производства в СНГ в том, что темпы старения и раскорчевки лозы значительно превышают темпы посадки. Это приводит к дефициту сырья. Украине же в последние годы не везет и с урожаем винограда. В 2004-м и 2005-м он был низким, а в этом году зима и вовсе выморозила от 60 до 100% виноградников, и урожай сократится еще вдвое, до 170 тыс. т. В итоге дефицит виноматериалов вырастет до 600 тыс. тонн.
Прогнозируют, что из-за нерентабельности с рынка будут вынуждены уйти сезонные и мелкие производители, которым отведут лишь нишу производства виноматериалов. Накопление проблем толкнуло Минагрополитики на решительный шаг: планируется на треть увеличить площади виноградников.
Не всем виноделам нравится и появившаяся в новом тысячелетии тактика "маркетинговых вторжений", когда новые, весьма посредственные брэнды благодаря рекламе раскручивают до уровня национальных. Виноделы считают, что угрожающе выросло потребление конкурентных вину напитков - пива и слабоалкогольных коктейлей. А в остальном - все хорошо...
Адрес материала в интернете: http://vodka.com.ua/articles/analytics/2179.htm
Назад
|