VODKA Online Rambler's Top100 VODKA Online - портал потребителей и производителей алкогольных напитков

Водка и алкоголь | Все о напитках | Аналитика


Водка для гурманов
Водка для гурманов

Обычная водка, как и настойки или водки с добавками всегда была у нас в почете, имели своих поклонников во все времена. В наше время крепких напитков не убавилось, но на этот раз речь пойдет о клюквенных и лимонных.

Не все то настойка, что не водка

Среди напитков типа "лимон" встречаются как настойки, так и водки особые. Отличие состоит в том, что у водок особых присутствует легкий характерный аромат, в то время как у настоек вкус и аромат может быть выражен намного сильнее. По цвету лимонные настойки, как и лимонные водки, скорее бесцветные, чем насыщенно лимонные. С клюквенными напитками проще: они имеют насыщенный яркий цвет и поэтому называются настойками, так как водки и водки особые — прозрачные бесцветные жидкости. К слову, настойки могут быть и замутненными. Еще одно отличие кроется в крепости напитка. Как правило, водки особые выпускают более высокой крепости (37,5—56 проц.), чаще 40 проц. Настойки же могут быть менее "градусными", от 20 до 38 проц. Также отличаются условия и сроки хранения водок и настоек: неокрашенные настойки хранятся 12 месяцев (в нашем случае это лимон), окрашенные — 6 месяцев (клюква). Причем окрашенные ликеро-водочные изделия нужно хранить в затемненном помещении.

Лимон плюс клюква

Лимон и другие цитрусовые являются наиболее распространенными плодами, по потреблению они уступают только яблокам. Полагают, что впервые лимоны начали возделывать в Китае в VIII—IX веке. Сейчас, благодаря широкой географии выращивания, их можно купить без проблем в любое время года. В качестве ароматического сырья используют как свежие, так и сушеные корки цитрусовых, из которых получают эфирное масло. Хоть оно и представляет многокомпонентную смесь, но ключевые вещества, определяющие запах лимона, — это цитраль и цитронеллаль. Собирают плоды при достижении определенной зрелости, но вовсе не обязательно с желтой кожурой. Главное, чтобы содержание сока в плодах достигло 28—30 проц. После этого принципиальной разницы между зелеными и желтыми по цвету плодами не существует. Для ароматизации продуктов питания часто применяют эссенции — концентрированные растворы душистых веществ естественного или искусственного происхождения.

Клюква — вечнозеленый стелющийся кустарник, ягоды шарообразные, темно-красные, кисло-сладкие, доспевают в августе-октябре. Растет в заболоченных сосновых и смешанных лесах. В Украине ее заготовляют в Волынской, Ривненской, Житомирской, Черниговской областях и в Карпатах. Ягоды употребляют в свежем виде, а также в виде соков, морсов, ликеров, наливок, вин, варенья, мармелада и т. д. Из выжимок клюквы получают урсоловую кислоту, которая имеет гормоноподобное действие и используется для лечения некоторых заболеваний. Отходы сокового производства используют также для получения высококачественного пектина и красителей.

Ягоды клюквы содержат 89,5 проц. воды, 3—4 проц. сахаров, 3—5 проц. органических кислот, 15—20 мг% аскорбиновой кислоты. Также клюква богата на минеральные вещества, особенно калий и йод, красящие, пектиновые вещества. В состав органических кислот входит бензойная, благодаря которой ягоды долго сохраняются в свежем виде, практически до нового урожая.

Тестирование

Водка — постоянный "гость" наших исследований. В этот раз мы решили протестировать водку "цветную", а точнее, две ее разновидности: "лимон" и "клюква". Клюквенные ликеро-водочные изделия представлены настойками, их в тесте две. А вот среди лимонных напитков есть как настойки (три образца), так и водки особые (два образца). Схема тестирования не менялась: оценили маркировку и упаковку продукции, проверили по ряду показателей в лаборатории, а также провели органолептическую оценку с привлечением как пробантов, так и профессионалов.

Маркировка и упаковка

Замечаний к маркировке продукции оказалось не много. На одних бутылках крепость и объем обозначены без сопроводительных слов (Nemiroff, "Мягков", "Союз-Виктан"), на других не хватает телефонов производителей ("Хлібний дар" и "Житомирська"). На клюквенной настойке "Житомирська" не написано, что ее необходимо хранить в затемненном помещении. Также на этикетке этого напитка не хватает предостережений для отдельных категорий населения, а также не уточнено, какие именно ягодные соки входят в состав продукта.

Что касается упаковки тестируемой продукции, то в отличие от "белой" водки "цветные" пока не спешат обзаводиться дозаторами. В тесте только один образец имеет такое удобное приспособление для налива — "5 капель Клюква". В немного меньшей, чем пол-литра, бутылках представлены два образца, а именно Nemiroff и "Союз-Виктан", соответственно в бутылках вместимостью 0,3 и 0,375 дм3.

Лабораторные исследования

Среди семи протестированных образцов оказалось только две водки особых: "Хлібний дар" и "Союз-Виктан". В лаборатории проверили содержание в них альдегидов, сивушных масел, а также крепость. Все полученные цифры укладываются в отведенные нормы для водок особых, приготовленных на спирте "люкс". Содержание альдегидов не превышало 6 мг/дм3, сивушных масел — 3 мг/дм3, крепость — 40 проц. Для настоек такие показатели, как содержание альдегидов и сивушных масел не нормируется, но мы все же решили их проверить. Цифры получились боле высокие, что, очевидно, связано с добавлением различных ингредиентов. Кроме того, в настойках проверили крепость. Она соответствовала "обещаниям": где заявлено 40 проц., оказалось действительно 40 проц., где написано 38 проц., там и было 38 проц. Таким образом, претензий к физико-химическим показателям протестированных напитков не оказалось.

Органолептическая оценка

Традиционно для тестирования ликеро-водочных изделий проводили две органолептических оценки: с привлечением дегустационной комиссии и пробантов. При этом каждый напиток оценивали по внешнему виду, то есть на предмет прозрачности и цвета, а также по аромату и вкусу. Традиционно к внешнему виду продукции особых замечаний не было. Все лимонные напитки были прозрачными и бесцветными. Такую характеристику, как цвет, можно было применить только к клюквенным настойкам. Чуть бледнее оказался цвет у настойки "Житомирська". А вот по вкусу и запаху напитки отличались сильнее. Мнения специалистов и пробантов совпали по четырем из них —"Мягков Лимонна з медом", Nemiroff, "Союз-Виктан" и "5 капель". Что касается остальных напитков, то преимущество имела оценка потребителей. Клюквенные настойки понравились меньше, ни одна из них не была удостоена наивысшей оценки.

Цена и качество

Дешевле 10 гривен были только два образца — "Холодний яр" и "Житомирська". Цена остальных напитков (в пересчете за 0,5 л) колебалась в пределах 11,0—12,5 гривни. Плохих общих оценок нет, что не может не радовать. В "отличники" попали два лимонных напитка — "Мягков Лимонна з медом" и "Nemiroff Лимон". Общей оценки "хорошо" удостоились водки особые "Союз-Виктан Медова з лимоном" и "Хлібний дар Лимон", а также настойка "Холодний яр Лимонна з медом". Также оценку "хорошо" получили обе клюквенные настойки: "5 капель" и "Житомирська на бруньках".

Материалы рубрики предоставлены Научно-исследовательским центром независимых потребительских экспертиз "Тест"



Адрес материала в интернете: http://vodka.com.ua/articles/analytics/2783.htm

Назад


Использование материалов сайта разрешается при условии ссылки на VODKA Online. Для онлайн-проектов - гиперссылки (hyperlink) на http://www.vodka.com.ua

Copyright © VODKA Online, 2000-2024