Очередное объединение усилий Одесского коньячного завода и запорожского Торгового дома «Мегаполис» привело к тому, что самая дешевая из линейки ОКЗ водка «Шустов» исчезнет с рынка в угоду напиткам под торговой маркой «Хортица». Участники рынка считают такое развитие событий вполне закономерным и ожидают формирования новых картелей.
С 26 октября владелец ТМ «Шустов» — ЗАО «Одесский коньячный завод» (ОКЗ) и дистрибьютор ТМ «Хортица» — ТД «Мегаполис» (Запорожье) официально возобновили партнерские отношения. На протяжении 2001–2006 гг. «Мегаполис» был эксклюзивным дистрибьютором продукции одесситов. Однако в начале нынешнего года стороны отказались от сотрудничества. Инициативу разорвать отношения с владельцем ТМ «Хортица» Евгением Черняком тогда приписывали председателю правления Одесского коньячного завода Роберту Гулиеву, который решил самостоятельно строить региональную дистрибуцию принадлежащих одесситам ТМ «Шустов», «Десна», «Одесса», «Аркадия» и др.
О том, что стало причиной разрыва отношений партнеров, доподлинно неизвестно. Впрочем, можно предположить, что одесситы разобиделись на запорожцев, поскольку главный водочный брэнд «Мегаполиса» — ТМ «Хортица» — продается лучше их родного «Шустова». Возможно, не пришлись по вкусу г-ну Гулиеву и заявления владельца ТМ «Хортица» Евгения Черняка о возможном слиянии ТД «Мегаполис» с ОКЗ.
Как бы то ни было, но с начала нынешнего года одесситы начали продавать свои горячительные напитки сами и даже преуспели в этом. Летом некоторые масс-медиа процитировали слова Роберта Гулиева о том, что в первом полугодии 2006 г. Одесский коньячный завод почти на 50% увеличил реализацию водки по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. и более чем на треть — продажу коньяков. Но уже осенью дистрибуция ему разонравилась, и в октябре ОКЗ и «Мегаполис» объявили о возобновлении партнерских отношений.
По словам гендиректора ТД «Мегаполис» Игоря Топчия, желание восстановить отношения было обоюдным. Ради продолжения сотрудничества с одесситами запорожцы даже отказались от строительства собственного коньячного завода в Коктебеле. Ранее компания купила там 7 га земли и хотела вложить в реализацию проекта $25–30 млн, но теперь ограничится выращиванием винограда для своего феодосийского производства. ОКЗ также пошел на большие жертвы, согласившись искоренить главный камень преткновения в их отношениях — самую доступную по цене разновидность водки «Шустов», которая конкурировала с «Хортицей». На заводе не комментируют подробностей соглашения с «новым старым» дистрибьютором. Но издания, специализирующиеся на алкотематике, сообщили, что «Шустов» решил перебраться в элитный сегмент рынка. Теперь на прилавках магазинов можно будет купить только коньяк «Шустов», либо водку «Шустов-Премиум», или «Люкс». Участники рынка говорят, что ОКЗ устал от агрессивного маркетинга на алкогольном рынке, а когда увидел, что затраты на увеличение продаж съели сами продажи, решил вернуться к «Мегаполису».
В общем, известные украинские производители горячительных напитков снова вместе. Можно предположить, что с учетом этого обстоятельства вновь возобновятся разговоры о слиянии двух производителей. Судя по всему, до последнего времени это целиком и полностью устраивало Евгения Черняка, но было совершенно неприемлемо для Роберта Гулиева. Однако времена меняются. И если стороны уже доказали, что могут войти в одну и ту же воду дважды, то в более тесном сотрудничестве сумеют найти выгоды и подавно. Большинство же отраслевых аналитиков считают такие «танцы» компаний подтверждением тенденции концентрации рынка. Они полагают, что консолидация усилий производителей со взаимными уступками в ассортименте в ближайшее время будет только набирать обороты — продвижение обходится все дороже, а после того, как рекламу алкоголя серьезно ограничат, оно станет еще и крайне затейливым занятием.
Адрес материала в интернете: http://vodka.com.ua/articles/analytics/2918.htm
Назад
|