Жесткая акцизная политика РФ способствует экспансии отечественной водочной продукции в Европу и Америку. Активности украинских «водочников» на внешних рынках, в том числе и российском, можно позавидовать. Экспорт горилки становится едва ли не основным направлением деятельности компаний, входящих в топ-5 отечественного водочного рынка - по итогам прошлого года он составил более 25% всех произведенных ликеро-водочных изделий.
Более того, как рассказал изданию «СЕЙЧАС» Сергей Блажко, руководитель по связям с общественностью ГК «Союз - Виктан», направленность ведущих производителей, которым объективно становится тесно в Украине, на зарубежную экспансию является трендом 2006 г. В настоящее время компании, уверенно обосновавшиеся на внешних рынках, в среднем экспортируют от 40 до 60% произведенной водки.
Наиболее значительные поставки осуществляются на сегодняшний день в Россию - примерно 87% всего экспортируемого товара. Однако первая половина 2006 г. заставила производителей усомниться в безусловной перспективности российского рынка.
Напомним, что 21 ноября этого года комитетам Госдумы РФ было поручено подготовить законодательные предложения по нормализации ситуации на алкогольном рынке. Речь идет о сборе акцизов с производителей спирта, введении единого акциза на все виды спиртов и создании государственного предприятия-монополиста по приобретению спирта и его последующей продаже ликеро-водочным заводам (в Украине таким монополистом является «Укрспирт»).
В сложившейся ситуации компании пересматривают свои стратегии продвижения на зарубежных рынках, а некоторые уже осуществляют вполне ощутимые подвижки на соседние рынки. Так, в планах водочной компании Nemiroff - приобретение компании-дистрибьютора в Польше, о чем заявил председатель совета директоров Nemiroff Александр Глусь. Завершение сделки, которая находится уже на этапе подписания, планируется до конца года. Этот шаг позволит компании укрепить свои позиции на польском рынке, являющемся вторым после России и Израиля по объемам экспорта продукции этого водочного производителя. А следующим этапом «покорения мира» станет для Nemiroff освоение китайского рынка. Реализацию задуманного в компании связывают с запуском завода в РФ, строительство которого является уже решенным вопросом. «Продукция этого предприятия пойдет на Россию и Китай», - отметил г-н Глусь.
Строительство и приобретение российских производственных мощностей стали уже обычной практикой для украинских водочных гигантов. Так, первой компанией, приобретшей завод в РФ, стал ГК «Союз - Виктан», заключивший в начале прошлого года сделку по приобретению завода в подмосковной Рузе. Предприятие, суммарный объем инвестиций в которое составил более $20 млн., было запущено летом, а весной нынешнего года компания приобрела еще один завод - в г. Лыткарино. После глубокой модернизации этого предприятия и его запуска в первом полугодии 2007 г. совокупные производственные мощности «Союз - Виктан» в России составят, как ожидают в компании, около 18 млн. дал в год. Сергей Блажко отмечает, что их стратегические цели диктуют соответствующее поведение на рынке. «Мы строим международную алкогольную компанию с широким ассортиментом и разнообразным портфелем брендов: водочных, винных, коньячных и т. д.», - говорит он.
Вторым украинским предприятием, открывающем свое производство в России, стало ООО «ЛВЗ «Хортица» («Имидж Холдинг»). Строительство завода, проектная мощность которого более 10 млн. дал водки в год, планируется завершить летом 2007 г.
Покорение европейских рынков отнюдь не является пределом мечтаний отечественных «водочников». Взоры лидеров отрасли обращены сегодня за океан - на рынок США. Как отметил Александр Глусь, после запуска завода в РФ, продукция которого будет обеспечивать российский и китайский рынки, мощности украинских предприятий компании они собираются перенаправить на Соединенные Штаты. И хотя Nemiroff приступила к освоению американского рынка еще семь лет назад, «сейчас мы работаем на этнических рынках, в основном для выходцев из России и других республик бывшего СССР. Но при этом присматриваемся к выходу на национальный уровень», - заявил г-н Глусь.
В сентябре 2006 г. открыла свое представительство в США (в Нью-Йорке) ГК «Союз - Виктан». Как сообщил изданию «СЕЙЧАС» Сергей Блажко, «водка SV Supreme, презентованная на рынке США, создавалась специально с учетом предпочтений американского и европейского потребителя».
Подобная активность водочных игроков обусловлена ситуацией на внутреннем водочном рынке Украины - он практически сформирован и, как отмечает г-н Блажко, в ближайшие годы кардинальных изменений в его развитии не произойдет. Маркетинг-директор компании «Олимп» Алексей Филановский подчеркнул изданию «СЕЙЧАС», что «в настоящее время водочный рынок монополизирован более чем на 90%». Эксперт также объясняет, что долгое время развитие этого рынка происходило за счет вытеснения более слабых региональных игроков, за счет вложений в рекламные коммуникации. А теперь конкурентная борьба развивается исключительно на основе соперничества между компаниями-лидерами и будет только усиливаться. В том числе и на внешних рынках.
Поспособствовать же дальнейшей монополизации рынка может подписание Президентом и вступление в силу Закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины в части платы за лицензии и акцизного сбора на производство спиртов, алкогольных напитков и табачных изделий», принятого парламентом 17 ноября. Суть его заключается в следующем: снижается размер ежегодной платы за лицензии на производство, импорт и экспорт спирта, алкогольных напитков и табачных изделий до 780 грн. Притом что стоимость лицензий на оптовую торговлю данной продукцией возрастает до 500 тыс. грн. в год. А на розничную - сохраняется на нынешнем уровне: 8 тыс. грн. для алкогольной и 2 тыс. грн. - для табачной. Нелишне напомнить, что сегодня (до вступления Закона в силу) за лицензию на право экспорта или оптовой торговли подакцизными товарами нужно заплатить 85 тыс. грн., а за лицензию на право импорта - все 170 тыс. грн. Лицензия же на производство спирта и алкогольных напитков обойдется в 250 тыс. грн., а табачных изделий - в 125 00 грн.
О причинах принятия и последствиях этого Закона изданию «СЕЙЧАС» рассказал Сергей Величко, директор департамента маркетинга и рекламы ТМ «Хортица»: «Стремление государства соответствовать стандартам, требуемым для вступления в ВТО, не должно препятствовать взвешенному подходу к решению конкретных вопросов. Так, механическое снижение стоимости лицензий в ликеро-водочной отрасли может иметь не только финансовые последствия. Удешевление лицензии способно открыть доступ на рынок производителям, которые не всегда могут гарантировать надлежащее качество продукции».Эксперт также поясняет, что «проголосованный во втором чтении проект внесений изменений позволяет решить вопрос и о соответствии требованиям ВТО, и о гарантии присутствия на рынке только качественной продукции отечественных производителей».Повышение стоимости лицензии на оптовую торговлю позволяет сохранить рынок стабильным, говорят специалисты, мелкие компании просто не в состоянии оплатить вышеуказанную сумму за право торговать алкоголем.
ГЛАВНОЕ
2006 год стал для украинских производителей ликеро-водочных изделий своеобразным прорывом в мир. Если раньше «водочники», экспортируя свою продукцию, преследовали цель «протестировать» рынок той или иной страны, то сейчас происходит вполне целенаправленная экспансия на рынки Европы и Америки. Некоторые компании, настроенные особо решительно, вынашивают планы «по захвату» мирового рынка. Уже сегодня на экспорт идет в среднем половина произведенной водки, но отечественный потребитель от этого не обделен, поскольку компании активно расширяют свое производство, покупая и строя мощности в регионах, жители которых лояльны к горилке.
Адрес материала в интернете: http://vodka.com.ua/articles/analytics/2951.htm
Назад
|