Пивоваренные компании уверенно вытесняют с рынка производителей крепких спиртных напитков. Но цена успеха может быть слишком высока. Согласно исследованию агентства "Бизнес-Аналитика", в России с каждым годом уменьшается потребление крепких спиртных напитков: если в 2002 году на них приходилось 60% всего покупаемого алкоголя, то в этом году показатель снизился более чем на 2 пункта и составил 57,9%.
Связано это с тем, что у российского потребителя меняются приоритеты – на 35% по отношению к прошлому году увеличилось потребления слабоалкогольных напитков, и в основном за счет пива.
Во втором квартале этого года российским пивоварам удалось продать на 6,8% больше продукции, чем за тот же период 2003 года.
Особенно больших успехов добилась пивоваренная компания "Балтика". По сравнению с прошлым годом реализовано на 14% больше продукции. Июньские продажи достигли рекордной величины, на 25% превысив прошлогодний показатель, а если сравнивать второй и первый квартал этого года, то объемы продаж увеличились на 61%.
Но Владимир Кузнецов, пиар-менеджер Союза российских пивоваров, рассказал, что ничего сенсационного не произошло. Увеличение объемов продаж – закономерная динамика рынка, а что касается компании "Балтика", то удвоенный темп роста продаж обусловлен ослаблением значимости пивоварни на российском рынке в 2003 году, когда компания, увлекшись экспортом, потеряла 23% рынка.
Что касается сравнения объемов продаж за последние два квартала, то Владимир уверен, что это всего лишь сезонная тенденция: "Обычно в летнее время продажи пива увеличиваются в 1,5–2 раза, а у "Балтики" сезонные колебания совпали с периодом восстановления позиций".
В любом случае рост объемов продаж – результат грамотной политики руководства предприятия. Об это свидетельствует, в частности, то, что после того как Baltic Beverage Holding, владеющий "Балтикой" и еще 17 пивными заводами в России и странах ближнего зарубежья, приобрел челябинскую пивоварню "Золотой Урал", ее дела пошли в гору: по сообщению Анны Бушляковой, менеджера по связям с общественностью, за шесть месяцев 2004 года по сравнению с тем же периодом 2003 года компания увеличила объём реализации пива на 32%.
У компании "Очаково" показатели прироста куда более скромные – по сравнению с прошлым годом во втором квартале 2004 года комбинат реализовал на 4,8% больше напитков, а продажи пива увеличились всего на 3,6%.
Как рассказала Оксана Русина, пресс-секретарь компании, будучи одним из лидеров пивоваренного рынка, очень трудно наращивать темпы. Зато "Очаково" добилось прорыва в области слабоалкогольных коктейлей, где рынок не так сильно развит – их продажи за тот же период возросли на 15,6%.
Что касается сезонных колебаний, то летом пьют на 22,13% больше пива и на 15,38% – коктейлей, произведенных "Очаково", чем в холодное время года.
Компания "Патра" за прошедший период этого года реализовала на 24,6% больше пива, чем за аналогичный прошлогодний. Интересно, что максимальная результативность была достигнута в марте – 27,8%. Летний спрос выше зимнего всего на 3,8%.
В целом же пивной рынок развивается согласно прогнозам. К 2007 году потребление пива должно было бы увеличиться еще на 17%, но повышение ставки акцизов, по мнению Алексея Кочетова, заместителя председателя совета Союза российских производителей пиво-безалкогольной продукции, скажется повышением цен, что в свою очередь приведет к спаду производства на 3–10% у крупных пивоварен и прекращению существования сектора малых и средних предприятий за один-два года.
Екатерина Давыдова
Адрес материала в интернете: http://vodka.com.ua/articles/analytics/879.htm
Назад
|