Мы очень часто пользуемся словом "зависимость", но каким же образом, несмотря на множество неприятных последствий от приема наркотика, человек становится полностью зависимым от химического вещества. Действительно, химическая зависимость очень редко формируется мгновенно. Казалось бы, у человека есть время для того, чтобы подумать и отказаться от наркотика. Давайте посмотрим, какие стадии проходят взаимоотношения человеческой души и наркотика.
Стадия 1. Предшественники.
В наши дни чаще всего к старшим классам средней школы подростки приходят уже курящими и периодически употребляющими алкоголь.
Мировая статистика еще в 60-е годы показала, что дети, имеющие опыт курения и употребления алкоголя, гораздо более склонны к употреблению наркотических веществ.
Курение и употребление алкоголя фактически и являются первым в жизни молодого человека опытом использования химических веществ для изменения состояния собственной души.
Никотин и алкоголь как бы проторяют в человеческой душе незаметную дорожку для наркотиков. Их употребление исподволь говорит молодому человеку: "Удовольствие и расслабление гораздо легче получать с помощью посторонних химических веществ, чем с помощью усилий собственной души".
Как показывают проводимые в нашей стране опросы, средний возраст начала курения и приема алкоголя, который 10 лет назад составлял 14— 15 лет, в наши дни сместился к 10—11-му году человеческой жизни (!).
Такое раннее начало знакомства с психоактивными веществами означает, что молодой человек входит в подростковый кризис самоосознания уже будучи уверенным, что собственные психологические трудности можно преодолевать не самому, а с помощью посторонней химии.
Родители и внешняя среда уже разрешили ему это.
Стадия 2. Экспериментирование.
Чаще всего уже в старших классах школы в школьных туалетах подросткам сверстники-наркоманы или взрослые поставщики наркотика начинают настойчиво предлагать попробовать то или иное химическое вещество.
Очень часто такие предложения следуют после приема алкоголя (как правило, после выпитой банки пива). Чаще всего ребятам предлагают косячок с марихуаной или разноцветные таблетки экстази или амфетаминов.
Шприц с первитином, как мероприятие "более серьезное", первый раз чаще всего поставщики пытаются подсунуть подросткам во время летних каникул, как правило тоже предлагая "усилить кайф" после небольшой дозы алкоголя. Если молодой человек согласился попробовать, то после первого приема никакой зависимости у подавляющего большинства ребят не возникает. Однако состояние подростка после приема! наркотика скорее приятное, чем неприятное. Поэтому в голове откладывается первая мысль, ведущая к зависимости: "Было приятно... когда будет нечего делать, можно попробовать еще разочек".
Стадия 3. Толерантность.
После разрешения себе повторного приема психостимулятора включается механизм, который мы уже неоднократно описывали. Выясняется, что повторить удовольствие от первого приема невозможно.
Молодой человек в поисках "кайфа" начинает принимать все большую и большую дозу наркотика. Прием наркотика во время каникул заменяется приемом наркотика по выходным дням. Молодые люди исчезают из дома на все выходные, а утром в понедельник они не в состоянии проснуться, чтобы пойти в школу или в институт.
Организм начинает привыкать к постоянному действию стимулятора. Интерес к наркотику незаметно вытесняет интерес к учебе, спорту, компьютеру и любые другие увлечения молодого человека.
Не признаваясь себе в этом, он начинает откладывать все свои дела на завтра, разрешая себе "еще один денечек покайфовать". "В виде исключения" он начинает употреблять наркотик и в будние дни.
Химическая зависимость может еще и не сформироваться, но организм уже привык к постоянному воздействию наркотика. Врачи говорят, что он стал толерантен к нему.
Стадия 4. Пристрастие.
Незаметно для подростка поиск "кайфа" становится главной целью его жизни. Обманывая сам себя, он перестает заниматься чем бы то ни было, кроме поиска и приема наркотиков. Ложь становится главным принципом жизни молодого человека. Шантаж родителей, перепродажа наркотиков и мелкое воровство, то есть способы добыть деньги на очередную дозу, становятся чуть ли не единственными формами его поведения. У молодого человека падает уровень жизненной энергии. Он перестает интересоваться собственной внешностью, практически не моется.
Занижается уровень самооценки. Самолюбие становится болезненным. Самая частая фраза, которую слышат родители: "Да, я — дерьмо, не хотите — не любите меня". Юноша начинает конфликтовать со всеми вокруг, практически перестает учиться и появляться в школе.
Возникающие в жизни молодого человека бесконечные проблемы он упорно не связывает с приемом наркотика. С наркотиком ассоциируется только получаемое удовольствие.
Стадия 5. Зависимость.
Подросток начинает понимать, что возникающие проблемы связаны с принимаемым им психостимулятором. Но контролировать частоту приема и дозу наркотика он уже не может. У молодого человека возникает чувство вины перед всеми и комплекс самообвинения. Он предпринимает попытки самостоятельно бросить наркотики, но уже не в состоянии это сделать из-за тягостной депрессии, возникающей во время отмены.
Для того чтобы заглушить чувство собственной вины и ощущение неспособности прекратить прием психостимулятора, он принимает все большие и большие дозы наркотиков. Всякие попытки со стороны родителей и друзей добиться откровенности или помочь остаются безуспешными. Молодой человек все чаще переносит один или несколько стимуляторных психозов. Контролировать себя становится практически невозможно.
Он остается в одиночестве. Ему кажется, что вокруг него образовался вакуум, ему некому довериться, кроме таких же наркоманов, как он сам. Появляется ненависть к себе, она доходит до такой степени, что молодые люди все чаще и чаще задумываются о самоубийстве.
Они боятся врачей и не знают, как получить помощь. Но если не получают ее, то умирают.
А.Данилин. – Кокаин, первитин и другие психостимуляторы. Москва. 2000.
Адрес материала в интернете: http://vodka.com.ua/articles/teory/456.htm
Назад
|