Алкоголь. Во всем мире слово «водка» ассоциируется с Россией, а у русских с чем-то общедоступным и отнюдь не престижным. Однако сегодня у россиян есть повод изменить свое мнение о национальном напитке. Для обеспеченных россиян на заре зарождения нового рыночного государства пить водку стало mauvais ton. Да и качество продукции оставляло желать лучшего. В результате среди представителей формирующегося класса бизнес-элиты в чести были совсем другие напитки — импортные.
Российским производителям водки понадобился не один год, чтобы возродить технологии производства высококачественной продукции и поднять престиж национального напитка. И уже сегодня понятие «элитная водка» перестало быть оксюмороном. Наравне с такими народными и недорогими марками, как «Гжелка», на рынке появляются водки стоимостью до $1 тыс. за бутылку, которые не стыдно хранить в своем баре и банкиру, и нефтяному магнату.
Не было бы счастья. До 1998 года водка высшего класса в России была представлена иностранными брэндами: шведским Absolut, финской Finlandia, американским Smirnoff и другими. Российские «Чайковский», «Юрий Долгорукий», «Русский стандарт» смогли занять достойное место в этой нише лишь после того, как кризис сделал импортные водки неконкурентоспособными.
Сейчас в стране вновь сформировался определенный круг достаточно обеспеченных людей с высокими требованиями к качеству товаров, но пренебрежения к российскому продукту, тем более водке, уже нет. Напротив, как рассказали «Ф.» сомелье нескольких известных московских ресторанов, новомодная французская водка Grey Goose, признанная в прошлом году лучшей в мире, в Москве популярностью не пользуется. Россияне предпочитают русскую водку.
Поэтому среди производителей разворачивается довольно ожесточенная борьба. За последние год-полтора в стране появилось несколько десятков водочных брэндов классов премиум или суперпремиум.
Кастовая система. По госстандарту существуют водки и водки особые (с добавлением натуральных ароматных или пряных масел, имеющие четко выраженный специфический привкус и запах). Но параллельно с этой классификацией существует и неофициальная — производители и эксперты делят водку на эконом-, стандарт-, премиум- и суперпремиум-класс. Два последних и принято считать элитной водкой. Их отличают более высокая цена и качество. Для изготовления таких сортов используют спирт категории «люкс», то есть максимально очищенный от примесей, особой чистоты воду. Кроме того, чтобы считаться элитной, водка должна иметь свою историю, свою «фишку»: например, особую систему очистки и смягчения спирта с применением старинных или современных технологий, особую рецептуру.
«Водка в отличие от коньяка или виски в массовом представлении — демократичный, доступный продукт и отнюдь не статусный. Поэтому потребитель, стремящийся подчеркнуть свой достаток и индивидуальность, выбрав водку, сталкивается с определенным противоречием, — уверена начальник отдела маркетинга компании Nemiroff Оксана Белоцерковская. — Для того чтобы это противоречие разрешить, водка должна быть исключительной». Наличие дорогой этикетки и бутылки добавляет статуса и защищает от возможных подделок. Поэтому производители зачастую заказывают отличающуюся от стандартной тару. Так, Nemiroff Lex в ближайшее время может облачиться в «костюм» от Пако Рабана. Известный кутюрье попробовал эту водку во время своего визита на Украину и был в таком восхищении, что тут же пообещал президенту компании Якову Грибову разработать дизайн бутылки.
Первые среди равных. Звание самой дорогой водки в мире делят два российских брэнда: «Императорская коллекция „Фаберже“» по цене $1 тыс. за бутылку и Kauffman Private Collection Luxury 2002 за $150.
В первом случае высока стоимость тары — графин из венецианского стекла с позолотой, выполненный в стиле Фаберже, рюмки в той же стилистике и подарочная упаковка в виде пасхального яйца. Та же водка в бутылках попроще стоит около 700 рублей.
Kauffman Private Collection является самой дорогой водкой по себестоимости, так как это первая в мире винтажная водка. Для ее изготовления использовалась пшеница из лучших хозяйств семи регионов России, получивших самый качественный урожай зерна в 2001 году. Разлили эту водку в один день ограниченной партией в 25 тыс. бутылок. Оставшийся спирт был уничтожен.
Как поясняет создатель этой водки и глава компании Whitehall Марк Кауфман, каждая страна имеет свой национальный напиток, являющийся предметом ее гордости. И создание дорогого водочного брэнда было попыткой приравнять русскую водку к таким признанным представителям алкогольной элиты, как коньяк и виски.
Практичный вариант. Вообще же бутылку 0,5 литра по цене 800-900 рублей уже можно назвать водкой класса суперпремиум, считает замначальника технологического отдела управления контроля качества московского завода «Кристалл» Ирина Полякова. Класс премиум начинается от 250 рублей. «Это водки для тех, кто не может себе позволить пить дешевый продукт по определению, для потребителей, в сознании которых цена и качество взаимосвязаны, — считает эксперт. — И они понимают, что хороший продукт не может стоить дешево, а с другой стороны, не готовы переплачивать за марку. Это характерная черта для среднего класса».
Многообразие выбора. Тройка самых популярных элитных водок сейчас выглядит так: «Русский стандарт Платинум», «Белое золото», а также разновидности Kauffman. Однако, по мнению шеф-сомелье гостиницы «Золотое кольцо» Артура Саркисяна, на самом деле хороших марок гораздо больше, просто далеко не у всех производителей есть деньги для того, чтобы продвигать их. Многие достойные марки известны только в своем регионе.
«Вообще наши люди еще не привыкли дегустировать водку, — считает член правления Российской ассоциации сомелье Александр Фомичев. — Хотя это наш традиционно русский напиток, мы привыкли принижать ее достоинства, даже обидно бывает. Человек пьет ту или иную водку, зачастую даже не задумываясь, что именно ему в ней нравится, и не стремится попробовать что-то новое».
Тем не менее интерес к качественной водке растет. Как пояснил корреспонденту «Ф.» бар-менеджер ресторана «Пушкин», водка является там стратегическим продуктом: «Есть блюда, особенно в русской кухне, с которыми сочетается только водка». В водочном ресторане «Петров Водкин» вопрос, что пить, практически не стоит. По словам директора заведения Олега Спиридонова, от водки тут отказываются редко — в основном женщины. Благо выбор велик: в музее ресторана насчитывается более 300 различных наименований водки, 60 из них представлены в меню. Сориентироваться в таком многообразии сложно, поэтому люди заказывают что-то уже знакомое либо прислушиваются к совету официанта. Как отмечает Олег Спиридонов, за последние годы требования посетителей к водке возросли. Несмотря на то что гостями ресторана всегда были обеспеченные люди, раньше спросом пользовались недорогие марки по 30-70 рублей за рюмку, а сейчас востребованы в основном классов премиум и суперпремиум по 200-300 рублей.
На закуску. Пить водку рекомендуется охлажденной до температуры плюс 5-7 градусов. Например, в ресторане «Петров Водкин» ее наливают из бутылок, которые подаются в куске льда.
Перед первым тостом можно съесть кусочек хлеба с салом или бутерброд с маслом и икрой, тогда опьянение будет наступать постепенно и человек сможет дольше себя контролировать. Среди закусок под водку обязательно должны быть соленья и соленая рыба. И дело тут не только в удачном вкусовом сочетании — водка вымывает из организма соль, и если не закусывать, утром нехватка соли может сказаться на общем самочувствии. Если же уберечься не удалось, спасти может рассол или минеральная вода, богатая солью.
Не рекомендуется запивать водку соками и газированной водой, а также закусывать яблоками, киви и другими кислыми фруктами. При смешении их с алкоголем происходит весьма неприятная для организма химическая реакция. В общем, для традиционной водки идеальными будут традиционные русские закуски.
Ольга Железнова
Адрес материала в интернете: http://vodka.com.ua/articles/tradition/1100.htm
Назад
|