Наряду с другими нравственными и житейскими советами, в "Домострое" даются подробные советы, касающиеся употребления хмельных напитков. Эти советы отражают бытовую обстановку и культуру того времени, но в значительной мере они не устарели и для наших дней. Далее приводятся некоторые фрагменты (в переводе на современный русский язык).
"Когда пригласят тебя на пир, не упивайся до страшного опьянения и не сиди допоздна, потому что во многом питии и в долгом сидении рождается брань и свара и драка, а то и кровопролитие. И ты, если здесь находишься, хотя не бранишься и не задираешься, в той брани и драке не будешь последний: ведь долго сидишь, дожидаешься этой брани. И хозяин с этим -- к тебе упрек: спать к себе не идешь, а его домочадцам нет и покоя и времени для других гостей.
Если упьешься допьяна, а спать к себе не идешь-не едешь, тут и уснешь, где пил, останешься без присмотра, ведь гостей-то много, не ты один. И в этом твоем перепое и небрежении изгрязнишь на себе одежду, а колпак или шапку потеряешь. Если же были деньги в мошне или в кошельке, их вытащат, а ножи заберут -- и в от уже хозяину, у которого пил, и в том по тебе кручина, а тебе тем более: и сам истратился, и от людей позор, скажут: там, где пил, тут и уснул, кому за ним присмотреть, коли все пьяны? Видишь вам, какой и позор и укор и ущерб тебе от чрезмерного пьянства.
Если уйдешь или уедешь, а выпил все же порядочно, то по пути уснешь, не доберешься до дому, и тогда пуще прежнего пострадаешь: снимут с тебя и одежду всю, все отберут, что при себе имеешь, не оставят даже сорочки. <...>
Спьяну многие от вина умирают и замерзают в пути. Не говорю: не следует пить, такого не надо; но говорю: не упивайтесь допьяна пьяными. Я дара Божьего не порицаю, но порицаю тех, кто пьет без удержу. Как пишет апостол Павел к Тимофею: "Пей мало вина -- лишь стомаха (желудка) ради и частых недугов", а нам писал: "Пейте мало вина веселия ради, а не для пьянства: пьяницы царства Божия не наследуют". Многие люди лишаются пьянством и земного богатства. Если кто безмерно придерживается питья, восхвалят его безрассудные, но потом они же его и осудят за то, что глупо растратил добро свое. <...> Вместе с земным имением пьяницы лишаются и небесного, ибо пьют не Бога ради, но пьянства для. И единственно только бесы радуются, к которым пьянице путь предстоит, если не успеет покаяться".
Есть много наставлений и угощающему хозяину, например: "Если случается приветить приезжих людей, торговых ли, иных гостей, званых ли, Богом ли данных: богатых или бедных -- то хозяину и хозяйке следует быть приветливыми и должную честь воздать по чину и достоинству каждого человека. С любовью и благодарностью, ласковым словом каждого из них почтить, да есть и пить на стол выставить и всякого порадовать. <> А если гости или гостьи между собой разругаются -- их унимать осторожненько, а кто уже не в себе -- бережно препроводить ко двору его и от всякой драки по пути уберечь".
Имеется отдельная глава "Наказ женам о пьянстве и хмельном питье". "А у жены решительно никоим образом хмельного питься бы не было: ни вина, ни меда, ни пива. А пила бы жена бесхмельную брагу и квас -- и дома, и на людях.
Если придут откуда женщины справиться о здоровье, им тоже хмельного питья не давать. Жене же тайком от мужа не есть и не пить, захоронков еды и питья втайне от мужа не держать. <...> А когда случаются гости, потчевать их питьем как пригоже, самой же хмельного питья не пить".
Заговор от запоя: "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь. Хмель и вино, отступи от раба Божьего в темные леса, где люди не ходят, и кони не бродят, и птица не летает. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (дважды), хмель и вино, выходи на быструю воду, на которой воде люди не ездят; от раба Божьего хмель и вино поди на буйный ветер, который ветер по дальности ходит. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, привяжись, который добра не сделает, от раба Божия во веки отвяжись. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь". Молитва от пьянства -- читается верующими с обращением о помощи к Богу или к святым. Православная церковь советует молиться об избавлении "от страсти пьянства" иконам Божией Матери "Взыскание погибших" и "Неупоеваемая чаша", а также святому Бонифатию Милостивому и преподобному Моисею Мурину. Текст молитвы, обращенной к св. Бонифатию": "О всесвятой Бонифатий, милостивый раб Милосердного Владыки! Услышь прибегающих к тебе, одержимых пагубным пристрастием к винопитию и, как в своей земной жизни ты никогда не отказывал в помощи просящим тебя, так и теперь избавь этих несчастных (имена). Некогда Богомудрый отец, град побил твой виноградник, ты же, воздав благодарение Богу, велел немногие сохранившиеся грозды положить в точило и позвать нищих. Затем, взяв новое вино, ты разлил его по каплям во все сосуды, бывшие в епископии, и Бог, исполняющий молитву милостивых, совершил преславленное чудо: вино в точиле умножилось и нищие наполнили свои сосуды. О, святитель Божий! Как по твоей молитве умножилось вино для нужд церкви и для пользы бедных и убогих, так ты, блаженный, уменьши его теперь там, где оно приносит вред, избавь от пристрастия к нему предающихся постыдной страсти винопития (имена), исцели их от тяжкого недуга, освободи от бесовского искушения, утверди их, слабых, дай им, немощным, крепость и силу благоуспешно перенести это искушение, возврати их к здоровой, трезвой жизни, направь их на путь труда, вложи в них стремление к трезвости и духовной бодрости. Помоги им, угодник Божий Бонифатий, когда жажда вина станет жечь их гортань, уничтожь их пагубное желание, освежи их уста небесною прохладою, просвети их очи, поставь их ноги на скале веры и надежды, чтобы, оставив свое душевное пристрастие, влекущее за собою отлучение от Небесного Царства, они утвердились в благочестии, удостоились непостыдной мирной кончины и в вечном свете бесконечного Царства Славы достойно прославляли Господа нашего с Безначальным Его Сыном и с Пресвятым и Животворящим Духом во веки веком. АМИНЬ".
Молитва от пьянства Праведного Иоанна Кронштадского: "Господи, призри милостиво на раба твоего (имярек), прельщенного лестью чрева и плотского веселия: даруй ему (имярек) познати сладость воздержания в посте и проистекающих от него плодов. Аминь". Св. Иоанн Кронштадский (1829-1908) -- православный проповедник, духовный писатель, протоиерей и настоятель Андреевского собора в Кронштадте. Имел при жизни славу "народного святого".
Шутливая "молитва" пьяницы: Не прими, господи, за пьянство -- прими за лекарство, не пьем, господи, а лечимся. И не по чайной ложке, а по чайному стакану. И не через день, а каждый день. И не пьянства ради, а чтобы не отвыкнуть. Так изыди, нечистая сила, останься чистый спирт, да не пойди во вред рабу божьему! Аминь".
Адрес материала в интернете: http://vodka.com.ua/articles/tradition/135.htm
Назад
|