Вино как инструмент инвестиций... Наверное, не существует в мире темы о вине, которая претила бы мне больше этой. Слишком живой и личностной материей является для меня вино. Слишком много несправедливости и настоящих бедствий принес в мир вина подход к нему как предмету антиквариата, моды или финансовому инструменту. Слишком много вина делается сегодня только для того, чтобы понравиться винным журналистам — этим "финансовым аналитикам" винного рынка. Наконец, слишком много денег перетекает в карманы шустрых ремесленников от виноделия, бодро клепающих "супертакие-то" вина на волне рыночной конъюнктуры.
И все же нельзя не признать, что тема эта имеет право на жизнь — раз уж существует она в реальной жизни.
О том, что вино может принести немалое состояние, свидетельствует хотя бы тот факт, что в мире постоянно растет число винных аукционов и, соответственно, количество их участников. Если раньше самые знаменитые аукционные дома Sotheby's и Christie's устраивали винные торги только в Лондоне, то с начала 90-х гг. XX в. они регулярно проводят аукционы в разных городах США. В последние годы свои коммерческие аукционы появились во Франции, Бельгии, Австралии, в других странах. При этом в лондонских торгах, которые все же остаются самыми крупными, участвуют в основном частные коллекционеры. По свидетельству дома Christie's, они составляют около 70% участников. Почему эти люди постоянно продают одни вина и покупают другие, догадаться нетрудно: вино — одно из самых выгодных капиталовложений, какое только можно себе представить. Купив молодое великое вино удачного урожая, уже через 3 — 4 года его можно будет продать по цене, в 5 — 7 раз превышающей первоначальную. И если сегодня бутылка знаменитого Chateau Petrus 1997 г. стоит около $800, то можете сами подсчитать, какова будет ее цена через несколько лет.
Цена на вино в первую очередь зависит от аппелласьона. Это понятие появилось во Франции и является краеугольным камнем системы контроля наименования по происхождению. Ее смысл состоит в признании того факта, что вино рождается на винограднике, что виноградная ягода определяет в конечном итоге качество и вкус вина. От степени престижности аппелласьона и присвоенного данному участку земли класса напрямую зависит стоимость этого участка и, как результат, — цена производимого с него вина. Именно поэтому великие вина Бордо и Бургундии остаются самыми дорогими винами мира и самой привлекательной целью для коллекционеров.
Второй фактор, влияющий на стоимость вина, — это год урожая (винтаж). Цены на вина, созданные в годы лучших урожаев начала — середины XX в., могут достигать просто заоблачных высот. Так, в 1996 г. в Нью-Йорке ящик Chateau Mouton Rothschild 1945 г. был продан за $112 000. Конечно, здесь идет речь о рекордных ценах. Однако и при покупке более молодых вин коллекционеры прежде всего обращают внимание на год урожая. В Бордо лучшими из них считаются 1982, 1985, 1986, 1989, 1990, 1995, 1996 гг.
И еще один фактор. Не последнюю роль в образовании цены на вино, к сожалению, играет мода, которая во много раз увеличивает стоимость вин, не всегда этой стоимости соответствующих. Великие бордо, бургундское Romanee Conti, лучшие шампанские, старые выдержанные портвейны — вина, к которым понятие моды неприменимо, они навсегда заняли место в элите по праву своего происхождения, аппелласьона. Однако существуют еще несколько категорий вин, за которые сегодняшние покупатели готовы выкладывать немалые деньги и в которые, впрочем, не стоит инвестировать. Это прежде всего супертосканские и некоторые американские вина, гордо возглавляющие рейтинги самого чувствительного к моде журнала Wine Spectator. Стоят ли они тех сотен долларов, за которые их выставляют на аукционах? Нет, не стоят. Но спрос определяет предложение. (Впрочем, ничто так не изменчиво, как мода. ) Итак, нам в первом приближении стало понятно, в какие вина лучше всего вкладывать сбережения. Теперь нужно выяснить, как добиться того, чтобы эти вина сохранились, улучшили свои качества, а потом и упрочили ваш капитал. Для этого, как и в любом другом бизнесе, сначала требуется потратиться самому, и первой тратой станет винный шкаф или погреб, который обеспечит необходимые условия для хранения вашей коллекции. В зависимости от ваших амбиций это может стоить от $1100 (самый простой монотемпературный шкаф на 150 бутылок) до $30 000 и выше (полностью оборудованный погреб в загородном доме).
Ну а остальные траты придется делать всю жизнь: если вы начнете создавать собственную винную коллекции, то вряд ли когда-нибудь остановитесь — это занятие очень затягивает. В любом случае за первые 200 бутылок стоящего вина вам придется выложить никак не меньше $10 000. А о том, какие именно вина покупать и где, мы расскажем в следующих колонках.
Марк Кауфман, президент виноторговой компании "Уайтхолл"
Адрес материала в интернете: http://vodka.com.ua/articles/tradition/288.htm
Назад
|