С введением в нынешнем году Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) в два раза сократился оборот алкогольной продукции, вдвое уменьшилось количество производителей и импортеров и розничных предприятий. Кроме того, из сферы розничной торговли полностью ушло индивидуальное частное предпринимательство.
Такие данные озвучил вице-президент некоммерческого объединения "Национальный союз участников алкогольного рынка" (НО «СУАР»), член комитета ТПП РФ по предпринимательству в аграрно-промышленной сфере Петр Каныгин, выступая в среду на 9-й международной конференции «Торговля в России».
По словам П.Каныгина, когда ЕГАИС будет введен и в розничное звено, то остро встанет вопрос о том, кто сможет продавать продукцию, поскольку организация места оператора системы стоит $25 тыс., а работы по обслуживанию системы - $1,5 тыс. в месяц. На сегодняшний день 150 тыс. розничных точек торгуют алкоголем. Введение ЕГАИС приведет к их сокращению в 7-8 раз к 2007 году.
Напомним, что в соответствии с новой редакцией закона о госрегулировании производства и оборота спирта и алкоголя введен новый порядок маркировки алкогольной продукции. С 1 января 2006г. начался первый этап введения ЕГАИС по учету объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предполагающий нанесение на спецмарки штрихкода с информацией о производителе, виде и наименовании продукции, содержании этилового спирта и объеме алкоголя в таре. Второй этап введения системы предполагал, что с 1 июля 2006г. на предприятиях должны быть введены автоматизированные средства фиксации в ЕГАИС концентрации спирта в готовой продукции. Однако полное введение ЕГАИС перенесено на 1 февраля 2007г.
Принятие новой редакции закона, по мнению П. Каныгина, привело к кризису на алкогольном рынке, и кризис будет продолжаться. «Кризис отрасли идет по трем направлениям: бизнеса, занятого в производстве обороте алкоголя, в потребительской сфере и во власти, не способной урегулировать проблему. Виновников в алкогольном кризисе должна назвать прокуратура. Кто возместит убытки розничной торговле, импортерам и производителям непонятно до сих пор. До сих пор нет ведомства, регулирующего отрасль. С бизнесом поступили цинично: закон принят без инициатив и учета внесенных поправок бизнеса», - считает глава СУАР.
По его мнению, на сегодняшний день розничный рынок столкнулся с проблемой, когда розница хочет вернуть потерянную прибыль. В результате на полках магазина появилась водка стоимостью 47 рублей. «Марка перестала быть пломбой, и зачастую продавец не знает, что продает», - утверждает П. Каныгин. Кроме того, по его словам, в рознице нет инструментов, которые могут определять подлинность акцизной марки. Указал он и на проблему вторичного оборота бутылок из-под дорогой импортной алкогольной продукции. Кроме того, по данным главы СУАР, в Россию за 9 месяцев 2006г. было ввезено 50-60 млн фальшивых федеральных специальных марок.
Он сообщил, что к 20 октября с.г. СУАР опубликует результаты проверки продаж алкогольной продукции в розничных сетях Москвы. "По нашим данным, 40% магазинов Москвы, как крупные сети, так и магазины "шаговой" доступности, продают алкоголь детям, что совершенно недопустимо", - заключил он.
Новый подход привел и к сокращению объемов рынка алкоголя в целом. Объем импортного алкоголя сейчас составляет 10–15% от докризисного уровня, отечественной продукции – 75%. В таких условиях наполняемость рынка в 84%, заявленную главой Роспотребнадзора, может обеспечить только нелегальный алкоголь.
П. Каныгин отметил, что действующая система обязательной сертификации ГОСТ имеет ряд существенных недостатков, не позволяющих поставить серьезные препятствия на пути производства некачественной продукции недобросовестными производителями. По его мнению, решению вопроса поможет введение системы добровольной сертификации для производителей алкоголя. Он считает, что снять проблемы отрасли можно только во взаимодействии государственных органов власти и бизнес-сообщества.
Точку зрения главы СУАР разделил заместитель председателя комитета ГД РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Петр Шелищ. В своем выступлении он высказал убежденность, что все проблемы можно решить, если будет взаимодействие между тремя участниками розничного рынка: потребителями, предпринимателями и органами власти, принимающими регулирующее решение. «Именно отсутствие взаимодействия является главной причиной всех наших неприятностей. В комитете моего коллеги Драганова приняли плохой закон, потому что не слышали голос тех, для кого этот закон делали. И в дальнейшем нам, депутатам нужно сделать выводы и научиться слышать голос бизнеса», - заявил депутат ГД РФ.
28.09.2006
Адрес материала в интернете: http://vodka.com.ua/news/rusfed/2666.htm
Назад
|