Лето традиционно считается одним из сезонов повышения спроса на пиво. В этом году на алкогольном рынке в России сложилась ситуация с пробуксовывающим ЕГАИС. На фоне отсутствия импортных напитков спрос на пиво вырос. Одновременно усилилась конкуренция между крупнейшими пивоваренными компаниями. Однако произошло качественное изменение: конкурентная борьба переместилась в регионы.
Пивоваренные компании продолжают борьбу за покорение российских регионов. Здесь показателен пример крупнейшего игрока пивоваренного рынка – «Балтики» – в сентябре 2006 года группа компаний «Балтика» в Уральском регионе увеличила объем продаж на 45 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Столь высокие темпы эксперты связывают с процессом слияния. Напомним, в начале 2006 года было принято решение о слиянии «Балтики» с компаниями «Ярпиво», «Вена» и «Пикра». В состав объединенной компании войдет 10 пивоваренных заводов общей мощностью 40 миллионов гектолитров в год, расположенных во всех федеральных округах РФ. Планируемое объединение позволит добиться значительной экономии в области закупок и логистики за счет увеличения масштабов производства, а также более высокой загрузки мощностей благодаря совместному производству ряда брендов на мощностях объединяемых компаний.
В результате обменов акций в компаниях «Пикра», «Вена», «Ярпиво», «Балтика» стала новым мажоритарным акционером в данных компаниях, владея 92,0 % акций «Пикры», 97,5 % акций «Вены» и 91,4 % – «Ярпива».
По словам специалиста аналитического отдела ИК «Финам» Ольги Самарец, «Балтика» остается лидером отрасли. «Компания перестраивает систему дистрибуции в связи с объединением. При этом, несмотря на рост расходов, финансовые показатели в первом полугодии текущего года, в частности, показатели рентабельности, даже улучшились. Перспективы у «Балтики» самые радужные. Объединенная компания планирует занять порядка 40 % рынка», – отмечает эксперт.
В ИК «БКС» отметили: «Консолидация пивоваренных активов станет главным фактором роста акций пивоваренной компании «Балтика» в текущем году. Поскольку темпы роста рынка в последние годы замедляются, при этом конкуренция со стороны иностранных производителей растет, объединение активов вызовет существенное увеличение рыночной доли. Кроме того, позитивно объединение скажется и на операционных показателях».
«Балтика» является ведущим национальным производителем в России – пятом по объемам рынке пива в мире, уступающем лишь Китаю, США, Германии и Бразилии.
Ожидается, что объединение позволит получить синергетический эффект в размере 60–80 млн. долларов США благодаря обмену передовым опытом и сокращению затрат уже в первый год после завершения объединения.
За I полугодие 2006 года объем продаж всей продукции «Балтики» в натуральном выражении вырос на 4 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 11,2 млн. гектолитров. Выручка от реализации увеличилась на 18,2 % (531,6 млн. Евро). Валовая прибыль также выросла. По сравнению с 2005 годом она увеличилась на 24,4 % (286,9 млн. евро). EBITDA составила 162,4 млн. евро (рост 21,5 %). Операционная прибыль (EBIT) – 124,8 млн. евро, увеличившись на 23,8 %.
Отметим, что рынок УрФО достаточно привлекателен для пивоваров. Несмотря на то, что в прошлом году на Урале достигнут максимум потребления на душу населения в год (около 85 литров) и, скорее всего, в ближайшее время не будет сильно увеличиваться, уральский рынок – самый объемообразующий для группы компаний «Балтика». При этом территории УрФО отличаются потребительскими предпочтениями: в Екатеринбурге больше пьют премиальные и лицензионные сорта пива, В Челябинске и Кургане – значительно больше развит экономический и дешевый сегмент. На севере Тюмени предпочитают премиальные сорта пива, а на юге – экономичные и среднеценовые.
Конкуренция наиболее сильна в Екатеринбурге и Челябинске, хотя в каждом из этих городов ситуация немного разная. В Челябинске у ГК «Балтика» есть свой завод – «Вена» – и на Южном Урале компания занимает практически доминирующее положение, опережая ближайшего конкурента в 2,7 раза (52 % рынка). В Екатеринбурге «Балтика» вплотную приблизилась к своему конкуренту – Heineken, – владельцу завода «Патра»: за последние три месяца доля рынка ГК в Екатеринбурге возросла на 2 процентных пункта и составила 26,5 %.
Как рассказали корреспонденту «УралПолит.Ru» в региональном представительстве, в первом полугодии компания осуществила достаточно большой объем инноваций, особенно в упаковке. Инновациями охвачены все сегменты. В лицензионном сегменте это запуск бренда Foster’s в бутылке 0,5 л; розлив пива Kronenbourg 1664 в бутылку 0,46 л; запуск бренда Carlsberg в новом формате бутылки с донным открывателем; выпуск нового бренда Tuborg Twist. В среднеценовом сегменте – это запуск нового бренда «Кулер» в линейке «Балтика»; запуск самого популярного российского бренда «Балтика № 3» в ПЭТ 1,0 л и бренда «Ярпиво» в ПЭТ 1,5 л. Осуществлен запуск ПЭТ 2,5 л для группы брендов различных сегментов – «Арсенальное», «Купеческое», «ДВ», «Уральский мастер» и новой упаковки мультипак для банки брендов «Балтика № 3», «Балтика № 7» и Tuborg.
Эти инновации не остались незамеченными потребителями. Как отмечают дистрибьюторы, спрос на продукцию Балтики растет в торговых сетях. «Во всех сетях наблюдается рост спроса на «Балтику», «Туборг» и т.д.», – прокомментировал коммерческий директор ЗАО «Торговый дом Марко Поло» Михаил Чащин.
С ним соглашается менеджер по рекламе ООО «Элекскор» гипермаркета «Гроссмарт» Анна Ходатович: «Продажи по категории «пиво» в соотношении с прошлым годом возросли на 17 %. Очень динамично развивается спрос на разливное пиво любых брендов. Лучшие по продаже из брендов – «Туборг», «Балтика».
Прямая работа с дистрибьюторами позволяет компании более четко выстраивать всю цепочку от производства до конкретного потребителя. «Система стала более прозрачной. В итоге выиграл конечный потребитель, потому что цена на полке снизилась, выросло качество представленности любимого бренда в торговой точке, расширился ассортимент, снизились расходы торговых точек на хранение товара. Одним словом, потребитель получил больший выбор за меньшие деньги», – рассказал генеральный директор ООО ТК «Кредос» Леонид Шилин.
Анатолий Медведев, руководитель по продажам группы компаний «Балтика» в Уральском регионе заявил корреспонденту «УралПолит.Ru»: «Действия «Балтики» для повышения объемов продаж не ограничиваются повышением качества дистрибуции, и новыми запусками и инновациями в упаковке. Работа ведется также в направлении оптимизации портфеля брендов, увеличения численности и обучении персонала, улучшения системы планирования производства и поставки продукции, запуска промо-активностей, в том числе национальных промо-акций.
28.09.2006
Адрес материала в интернете: http://vodka.com.ua/news/rusfed/2669.htm
Назад
|