Компания PepsiCo, в своей рекламе пропагандирующая здоровый образ жизни, решила продавать в России алкогольный напиток. Международная компания займется дистрибьюцией слабоалкогольного коктейля IQ, который с ее помощью разработал и начинает выпускать подмосковный завод "Ост-Аква". Конкуренты "Ост-Аква" всерьез забеспокоились: появление на рынке сильного игрока может спутать им все карты.
ЗАО "Ост-Аква" ежемесячно выпускает около миллиона декалитров газированных напитков. Компания выпускает лимонады "Байкал", "Тархун", а также слабоалкогольный напиток Vintage. Два года назад Pepsi-Cola начала разливать свои напитки на мощностях "Ост-Аква" в Черноголовке.
PepsiCo — вторая по величине компания по выпуску газированной воды с оборотом около $25 млрд в год. Компания также разливает соки Tropicana и напиток для спортсменов Gatorade.
На днях "Ост-Аква" и российское представительство PepsiCo начали реализацию проекта по выпуску нового алкогольного коктейля IQ. IQ — это газированный напиток, в состав которого входит натуральный сок, с 7% -ным содержанием алкоголя. Напиток будет продаваться в премиальном сегменте по цене около 25 руб. за пол-литровую банку. На упаковке коктейля написано, что при его производстве использовалась водка производства группы "Ост" и не упоминается название Pepsi. А права на торговую марку, по словам вице-президента по внешним связям PepsiCo Александра Шальнева, принадлежат не международной компании, а ее партнеру.
Тем не менее роль PepsiCo в этом проекте значительна. Как сообщил "Ведомостям" Шальнев, IQ будет продаваться через каналы дистрибьюции его компании. Для участия в проекте дилеры Pepsi получили специальные лицензии на торговлю алкоголем. А гендиректор компании "Ост-Аква" Евгений Зуев добавляет, что PepsiCo принимала участие в разработке нового продукта и частично финансировала проект.
Взамен PepsiCo, по словам источника в компании, получит и долю в доходах от продаж нового продукта. По мнению Зуева, к концу года в результате реализации совместного проекта IQ должен стать лидером на рынке слабоалкогольных коктейлей. В зависимости от спроса к концу года "Ост-Аква" планирует ежемесячно разливать и продавать 10 — 15 млн жестяных банок и стеклянных бутылок напитка. Нынешний лидер рынка — компания "Хэппилэнд" продает сегодня примерно столько же.
"Сама компания Pepsi-Cola не производит напитков, содержащих алкоголь. Возможно, что кто-то из наших боттлеров и занимается розливом алкоголя, но эти напитки не продаются под торговым знаком Pepsi. Я даже не могу припомнить, чтобы кто-то из боттлеров занимался дистрибьюцией алкоголя", — говорит Лэрри Джабански, представитель компании Pepsi-Cola в США.
Однако в недалеком прошлом американская компания сама торговала алкоголем, причем именно российским. Внешнеэкономическое объединение "Союзплодоимпорт" (СПИ) в 1972 г. заключило с PepsiCo контракт сроком на 28 лет, по которому последняя в обмен на поставки "пепсикольного" концентрата в СССР получила исключительное право продавать "Столичную" в США и Мексике. 11 января 1994 г. PepsiCo передала права на продажу "Столичной" компании Grand Metropolitan. В декабре 1997 г. Grand Metropolitan объединилась с Guinness и сформировала международный холдинг Diageo. Контракт между PepsiCo и производителем "Столичной" истек 31 декабря 2000 г. Новый контракт на торговлю этой водкой в США был заключен с компанией Allied Domecq.
Появление на алкогольном рынке Pepsi обеспокоило производителей коктейлей. "Мы приветствуем появление новых игроков и уважаем конкурентов. Мы немного удивлены тем, что в разработке нового коктейля участвовала PepsiCo. И усилий мирового лидера хватило только на повторение чужих вкусов", — говорит Игорь Барбашов, гендиректор компании "Хэппилэнд". Барбашов знаком с планами по выпуску новинки в Черноголовке. По его словам, основные вкусы IQ — фейхоа, дыня — повторяют бестселлеры "Хэппилэнда". А Инна Кочетова, вице-президент Очаковского пиво-безалкогольного комбината, полагает, что для претворения амбициозных планов "Ост-Аква" и PepsiCo в жизнь обеим компаниям потребуется приложить очень много усилий.
Независимые аналитики, однако, оказались более благосклонными к начинанию "Ост-Аква" и Pepsi. По прогнозам гендиректора маркетингового агентства "Бизнес Аналитика — Розничный аудит" Марии Ванифатовой, рынок за весь год вполне может вырасти на 50 — 60% и превысить $600 млн в розничных ценах. "При грамотном маркетинге места хватит всем", — говорит Ванифатова.
Сергей Рыбак (rybak@imedia.ru)
23.05.2003
Адрес материала в интернете: http://vodka.com.ua/news/rusfed/363.htm
Назад
|