VODKA Online Rambler's Top100 VODKA Online - портал потребителей и производителей алкогольных напитков

Водка и алкоголь | Новости | В России


Кампания против пива захлебнулась
Кампания против пива захлебнулась

Законодательные ограничения на торговлю и рекламу пива затормозились. Правительство РФ не поддержало законопроект об ограничениях розничной торговли пивом и напитками, содержащими пиво. В официальном отзыве за подписью вице-премьера Алексея Гордеева говорится, что указанный документ может быть принят только с условием доработки по соответствующим замечаниям. Теперь судьба всего «антипивного блока» документов, включая поправки к законам о рекламе, повисла в воздухе.

Законопроект «Об ограничениях при розничной продаже пива и напитков, содержащих пиво» весной прошлого года был внесен в Госдуму Законодательным собранием Омской области. Сибирские народные избранники решили, что существующие нормы ограничений на продажу пива плохо выполняются и необходимо их еще раз подчеркнуть и подробно прописать в законодательстве. В частности, основополагающие «Правила розничной торговли алкогольной продукцией», утвержденные правительством еще в августе 1996 г., накладывают запрет на продажу алкоголя всем «лицам, не достигшим возраста 18 лет; в детских, учебных, культовых и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях». Однако, хотя в этом документе подробно расшифровываются напитки, составляющие понятие «алкогольной продукции», включая даже экзотический кальвадос, но конкретно пиво в этой цепочке не упоминается. А формулировку «иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более полутора процентов от объема единицы алкогольной продукции» продавцы порой толкуют достаточно произвольно. И от того пенный напиток покупают и пьют все, включая подростков, и на любых территориях.

Однако «закон против пива», подготовленный омичами, тоже оказался не без греха. Авторы не сумели четко расписать некоторые положения и объекты, на которые направлена их инициатива. Например, «близлежащие территории», а кроме того, само понятие «пива», которое бывает не только слабо- но и вообще безалкогольным. По мнению критиков законопроекта, вносимые изменения не будут иметь смысла, если не будут быть подкреплены технической базой. Например, достаточным количеством приборов для определения крепости напитка (который те же подростки могут пить из вторичной тары, где содержание алкоголя не стоит). Иначе получается бессмысленное дублирование былого правительственного постановления. В Союзе российских пивоваров, по словам исполнительного секретаря этой организации Вячеслава Мамонтова, считают, что борьба со «алкоголизацией» молодежи (которая страдает от потребления в основном крепких напитков) будет эффективна, когда, во-первых, будут соблюдаться уже действующие нормы и, главное, административно-«запретительная» политика дополнится пропагандистской работой, созданием подростковых клубов и т.д.

Как бы то ни было, пока законопроект, который объективно мог ударить по сбыту пивоваренной продукции, имеет серьезные шансы вернуться «на круги своя» (хотя еще в октябре прошлого года был рекомендован к принятию думским комитетом по экономической политике). Одновременно «зависли» поправки к закону «О рекламе», которые прошли уже два чтения в нижней палате и могли серьезно ограничить «пропаганду» пива на телевидении. Оказалось, некоторые депутаты в пылу борьбы с «пивным алкоголизмом» во втором чтении внесли в документ поправки, уже отклоненные в первом слушании (запрет использовать «образы людей и животных» и т.д.). Торможение этих инициатив, особенно последней, конечно, выгодно пивоварам, которые не хотят терять важный «канал влияния». И в не меньшей степени деятелям рекламы и телевидения (реклама пенного напитка занимает важное место в эфире, хотя и уступает «пропаганде», например, косметической продукции).

Впрочем, дело, по-видимому, не только в том, что в законотворческий процесс вмешались заинтересованные силы. Последнее время в верхах законодательной и особенно исполнительной власти стало зреть убеждение, что главную алкогольную опасность, нависшую над страной, представляет не продукция пивоваров. В проекте Концепции алкогольной политики, подготовленной рабочей группой Госсовета, фактически указывается, что «слабые» напитки являются меньшим злом по сравнению с крепкими изделиями подпольных дельцов. По словам Вячеслава Мамонтова, именно «производители так называемой «паленой» водки реально конкурируют с легальной продукцией пивоваров, так как и та и другая находятся примерно в одной ценовой нише». Только производители пива, как и официальные производители виноводочных изделий, исправно платят все возрастающие налоги и стремятся следить за качеством того, что поставляют рынку. А «паленщики», контролирующие, по некоторым данным, до 40% всей крепкоалкогольного оборота в стране, мало того, что получают огромные нелегальные доходы, еще в прямом или косвенном смысле причастны к извечной российской трагедии (свыше 30 тысяч человек, по данным статистики, ежегодно умирают от «некачественного» алкоголя). К тем же вредным напиткам следует отнести самогон и пресловутый тройной одеколон, который часть населения по-прежнему предпочитает принимать внутрь. На фоне таких данных изменилось мнение главного санитара страны Геннадия Онищенко (автора тезиса о «пивном молодежном алкоголизме»), который на обсуждении проекта Концепции признал всесторонний нажим на легальных производителей алкоголя неэффективным и не главным по сравнению с борьбой с «паленщиками». Возможно, эта точка зрения отразилась на позиции как правительства, так и депутатов. Хотя, может быть, и те и другие просто слишком любят пиво.


18.02.2003

Адрес материала в интернете: http://vodka.com.ua/news/rusfed/48.htm

Назад


Использование материалов сайта разрешается при условии ссылки на VODKA Online. Для онлайн-проектов - гиперссылки (hyperlink) на http://www.vodka.com.ua

Copyright © VODKA Online, 2000-2025