VODKA Online Rambler's Top100 VODKA Online - портал потребителей и производителей алкогольных напитков

Водка и алкоголь | Новости | В России


Отрава для подростков и домохозяек
Отрава для подростков и домохозяек

Яркие баночки, обещающие покупателю незабываемое сочетание джина, виски, водки с фруктовыми и газированными добавками, можно найти в любом киоске. Эти псевдококтейли популярны у молодежи почти так же, как и пиво. Продажи таких слабоалкогольных напитков в последнее время росли очень быстро. Правда, теперь производители ожидают скорой стагнации рынка. Медики полагают, что наводнять Россию этой гадостью вообще не стоило: к алкоголизму коктейли приводят не хуже остального спиртного, да вдобавок еще и травят организм различными консервантами и ароматизаторами.

По данным компании "Бизнес-Аналитика", в прошлом году россияне выпили более 40 млн. дал слабоалкогольных коктейлей — продажи оказались примерно на 35-40% больше, чем в 2002 году. Реальное производство этой продукции увеличилось еще больше, причем самый большой скачок эксперты зафиксировали именно в 2003 году. По данным Национальной алкогольной ассоциации, в 2000 году было произведено 24.213 млн. дал коктейлей, в 2001-м — 26.697 млн. дал, в 2002-м — 33.009 млн. дал, а в 2003-м — сразу 45.903 млн. дал.

Производители оценивают свои успехи скромно. По словам Светланы Дрозд, представителя компании "Хеппилэнд", рост рынка слабоалкогольных коктейлей за прошлый год составил не более 20%. "Сейчас в этом сегменте начинается стагнация. Рынок размывается из-за большого количества игроков, остро конкурирующих между собой. Причем многие новые игроки приходят из водочного сегмента и являются однодневками, не заинтересованными в серьезной работе с коктейлями. Но на рынке уже наблюдается переизбыток предложения", — объясняет она.

И аналитики, и компании-производители сходятся в том, что темпы роста рынка слабоалкогольных напитков в этом году сильно снизятся. Так уже произошло на Украине, опередившей нас в пристрастии к коктейлям. Там прирост за прошлый год составил 0%. России это пока не грозит: по экспертным оценкам, объем продаж баночных коктейлей в этом году все-таки вырастет, но только на 9%.

Основными потребителями джин-тоников и "отверток" являются молодые люди, зачастую не достигшие совершеннолетия. Врачи отмечают, что дети, воспитанные на различных газировках, очень легко переходят на родственные по вкусу, но уже алкогольные коктейли. Однако чиновники от здравоохранения с банками пока не борются — возможно, потому, что реклама этих напитков не так агрессивна, как пивная, да и на телевидении она запрещена (коктейли в отличие от пива считаются подакцизной алкогольной продукцией).

Позиция Николая Иванца, главного нарколога Минздрава, директора НИИ наркологии, сводится к тому, что чем меньше градус напитка, тем меньше вреда он приносит. Пиво и коктейли, по его мнению, даже помогают бороться с наркоманией среди подростков и поэтому являются "меньшим злом". Но Иванец все же отмечает две необходимые характеристики для любых алкогольных напитков — независимо от их градуса. Во-первых, никакие из них нельзя пить подросткам до 18 лет. И во-вторых, главное в напитке — качество. А что намешано в коктейльной баночке и кто все это контролирует, главному наркологу России неизвестно.

Тем временем вредных для организма ингредиентов в слабоалкогольных напитках хватает (см. бокс к статье). Производители, правда, это отрицают и уверяют, что о качестве своего продукта заботятся очень тщательно. "Только в самых первых, дешевых польских джин-тониках были голые неочищенные спирты. Сейчас мы используем только спирт высшей очистки. Кроме того, химические ароматизаторы вытесняются натуральными или в напитки добавляются настоящие фруктовые соки", — говорит Дрозд. Оправдываются производители также и тем, что благодаря коктейлям и пиву в России снизились темпы потребления водки.

Однако специалисты-наркологи утверждают, что такое явление, как "баночный алкоголизм", у нас уже появилось. Формируется он дольше обычного (в среднем от одного до пяти лет), но протекает намного тяжелее и последствия его более разрушительны, поскольку могут привести к развитию серьезных патологий сердца и почек. Привыкнуть к коктейлям очень легко, особенно для неокрепшего подросткового организма.

По словам Якова Маршака, руководителя известной наркологической клиники, чем быстрее определенный алкогольный продукт вызывает у человека состояние опьянения и эйфории, тем больше и чаще он его будет употреблять. Относительно небольшое количество алкоголя в напитке ситуацию не облегчает. Практически все коктейли содержат газировки, а углекислый газ заметно ускоряет опьянение. Это приводит к тому, что человек начинает употреблять "банки" во все возрастающих дозах, и часто пьет какой-нибудь джин-тоник не из-за его вкуса, а из-за опьяняющего эффекта.

"Баночным алкоголизмом", по данным нарколога Степана Добреева, страдают не только подростки, но и домохозяйки, причем довольно состоятельные. Не обремененные службой дамы средних лет, покупая продукты с супермаркете, заодно запасаются и слабоалкогольными напитками, доза которых начинается с одной-двух баночек и заканчивается целыми упаковками. Отрава в яркой упаковке с каждым разом заканчивается все быстрее, и попавшие в зависимость дамы начинают постепенно переходить на более крепкие напитки. "Беда в том, что человека затягивает в трясину такого пьянства незаметно. Многие считают коктейли безвредными и ни за что не соглашаются считать себя алкоголиками. Но зависимых от банок россиян в последнее время становится все больше", — считает Добреев.

Стоит ли пить слабоалкогольные коктейли

Яркие баночки со слабоалкогольными коктейлями стремительно завоевали витрины ларьков и полки магазинов. У них уже есть преданные поклонники. Как правило, это не очень взыскательные женщины и мужчины, а также "молодая гвардия", быстро "пересевшая" с пепси и колы на банки с коктейлями. Что же это за напитки и чего в них намешано?

Школьники, посасывающие из баночки джин-тоник или скрудрайвер, уверены, что это круто. На самом деле консервированные коктейли так же далеки от своих прототипов, подаваемых в барах, как коньячный напиток от коньяка. Если последний является натуральным и благородным алкоголем, то коньячный напиток — это смесь из банального спирта, воды, дешевых ароматизаторов и красителей. Если эту "микстуру" еще больше развести водой и изрядно подсластить, то как раз и получится типичный рецепт коктейля в баночке.

А можно сделать его и по другому рецепту, добавив в колу или любую другую газировку спирт. Благодаря такому родству с "жидкими леденцами" (так на Западе называют газировки) дети легко переходят с кол на слабоалкогольные коктейли. И многие начинают это делать чуть позже, чем у них подсыхает молоко на губах.

А ведь гремучие смеси в баночках вредны не только алкоголем, но и массой пищевых химикатов — ароматизаторами, красителями, стабилизаторами, консервантами. Безусловно, все они разрешены, но вот в безвредность их трудно поверить. Даже когда производители утверждают, что используют ароматизаторы "идентичные натуральным": подразумевается, что их молекулы являются копией природных ароматических веществ, синтезируемых в самих фруктах, ягодах и прочих плодах. На самом деле все гораздо сложнее. Живые ароматизаторы отличаются от мертвых, синтезируемых в пробирках. Химики сейчас активно изучают различия между живыми молекулами и их мертвыми копиями. Будьте уверены, через несколько лет компромат на такие химикаты будет расти как снежный ком.

А способность красителей, стабилизаторов и консервантов вызывать побочные эффекты известна уже и сейчас. Специалисты считают, что среди синтетических красителей практически нет безвредных веществ. Их дозировку жестко ограничивают, но используют очень широко, в том числе и в коктейлях.

Неудачна и гремучая смесь из сахара, алкоголя и газа. Эти компоненты усиливают всасывание друг друга. В результате организм получает двойной удар: по мозгам бьет алкоголь, а по поджелудочной железе — сахар (в одной баночке содержится 5-6 кусочков "сладкой смерти"). Для человеческого организма это слишком, а для детского — особенно. Не случайно на Западе сейчас готовится глобальный "крестовый поход" против "сладкой смерти", и скоро мы о нем услышим.

Инна Коломейская, Александр Мельников


19.04.2004

Адрес материала в интернете: http://vodka.com.ua/news/rusfed/662.htm

Назад


Использование материалов сайта разрешается при условии ссылки на VODKA Online. Для онлайн-проектов - гиперссылки (hyperlink) на http://www.vodka.com.ua

Copyright © VODKA Online, 2000-2024