Несколько лет назад мы писали о том, что начавшийся рост легального производства коньяка в ближайшее время позволит практически полностью вытеснить с рынка суррогат. По итогам 2004 года, мы можем констатировать, что предсказанное сбывается. В 2003 году отечественные предприятия выпустили в продажу 1,596 млн. дал коньяка (или 31,92 млн. условных бутылок). В 2004 году они же разлили уже 1,939 млн. дал продукции (38,78 млн. бутылок).
Напомним, что суммарная емкость украинского рынка коньяка составляет порядка 2,2 – 2,4 млн. дал в год (44 – 48 млн. бутылок). Значительная часть рынка занята импортируемой продукцией (преимущественно из Молдавии), следовательно, доля контрафактной продукции сейчас максимально приблизилась к нулю.
Столь быстрое решение проблемы фальсификата стало возможным благодаря действиям государства, сделавшим производство коньяка чрезвычайно выгодным бизнесом, доступ к которому получил строго ограниченный круг компаний.
Если производство серой или черной водки – процесс экономически не только оправданный, но и выгодный – уход от акциза дает сверхприбыль, тогда как работа при условии уплаты всех налогов оставляет минимальную рентабельность, то выпуск черного коньяка на действующем заводе с лицензией занятие бессмысленное.
Дело в том, что после установления квот на льготный ввоз коньячных спиртов из-за границы, которыми воспользовались практически все отечественные производители, рентабельность производства коньяка оказалась намного более высокой чем для водки (речь идет прежде всего об ординарных коньяках, которые, прежде всего, с водкой и конкурируют), что сделало не очень интересным поиск дополнительной прибыли в уходе от налогов.
Ну а "подвальные" производства, как мы уже неоднократно писали, никогда не делали погоды, и борьба с ними нужна лишь силовым ведомствам для улучшения показателей своей деятельности.
Выделяя квоты на ввоз спиртов, и ограничивая количество коньячных лицензий, государство фактически создает на алкогольном рынке некий закрытый клуб, членство в котором приносит гарантированный доход, практически без риска.
Неудивительно, что в последнее время преуспевающие алкогольные компании, работающие с другими направлениями, стремятся всеми силами попасть на вожделенный коньячный рынок, что, естественно, приносит дополнительную прибыль чиновникам.
Поскольку в стране есть еще несколько "скромных" держателей коньячных лицензий, можно смело предположить, что в 2005 году борьба за передел этого рынка продолжится.
Естественно, это приведет к ужесточению конкуренции, поскольку рынок, как мы уже писали выше, близок к насыщению. И если до сих пор коньячники были дорогими гостями во всех торговых точках, то теперь на них также будут ложиться затраты по покупке полок (ведь конкуренция начинается в магазинах). Также можно ожидать заметного увеличения расходов на рекламу (первые ласточки – мощные рекламные компании коньячников – мы имели возможность наблюдать в прошедшем году).
Оглядываясь назад, можно отметить, что сложившаяся на рынке ситуация обернулась не только благом в виде вытеснения серого производства, но и злом в виде окончательного обезличивания массовых украинских коньяков. Они и до этого не всегда отличались хорошим качеством, а теперь, производимые из среднего качества спиртов, закупленных во Франции, они "ан масс" стали уступать хорошей водке, которая напротив в последнее время старается обрести неповторимое лицо.
Фактически, новый рынок практически уничтожил робкие надежды на то, что украинский потребитель когда-либо научится разбираться в коньяках. Качество благородной продукции у нас привыкли оценивать по цене и упаковке, и значит нас по-прежнему ждет триумф коньяка "3 звездочки", как экономичного, "Жан-Жак" или "Гринвич", как "престижного", и "Alexx", как элитного предложения. "Орияна" и "Одесса", "Карпаты" и "Крым" особых шансов на успех, к сожалению, по-прежнему не имеют.
В ближайшее время читайте в нашем журнале подробный анализ итогов года для коньячного рынка Украины.
А. Филановский
02.02.2005
Адрес материала в интернете: http://vodka.com.ua/news/ukraine/1399.htm
Назад
|