В начале этого года Верховная Рада в первом чтении приняла проект Закона "Об основных принципах государственной политики предотвращения алкоголизма в Украине", который предполагает ограничить потребление и продажу алкогольных напитков. В Закон также включены нормы, которые определяют основные концепции проведения антиалкогольного воспитания.
По словам главы Комитета Сергея Буряка, большинство статей этого законопроекта общий декларативный характер и не являются нормами прямых действий. Их реализация возможна только при условии принятия дополнительных законов и актов.
Несколько статей, которые регулируют прямые действия по поводу ограничения потребления и продажи алкоголя, а также информирования населения и рекламы алкогольных напитков уже урегулированы законами “Про державне регулювання виробництва і обігу спирту етилового, коньячного і плодового, алкогольних напоїв і тютюнових виробів” и “Про рекламу”.
Согласно положениям нового Закона «О рекламе», с 6.00 до 23.00 на телевидении и радио, на первой и последней страницах газет, журналов запрещается любая реклама алкогольных напитков и их торговых марок.
Запрещается использование в рекламе алкогольных напитков изображения процесса их употребления, а также демонстрация утверждения о содействии алкоголя в достижении успеха.
К тому же, тексты типа, «Минздрав предупреждает», в соответствии со статьей 22 Закона Украины «О рекламе», должны занимать не менее 15% площади рекламы. Однако, как показывает опыт, увеличение предупредительных надписей никак не сказывается на восприятии самой рекламы. Особенно среди молодежи.
Дело в том, что благоприятное отношение молодежи к рекламе формируется еще в детском возрасте, в то время, как антирекламу они вообще не склонны воспринимать.
По статистике, лишь треть школьников оценивает рекламу Минздрава о здоровом образе жизни, как положительную. Причина такого положения вещей проста: антинаркотическая, антиалкогольная реклама изобилует элементами устрашения. А это в свою очередь не самым лучшим образом сказывается на психике ребенка. К тому же такое запугивание не отбивает у детей желания попробовать «запретный плод».
Своими запретами на рекламу алкоголя Верховная Рада не решила основных проблем, а добавила новые. Ведь фактически подобные ограничения открывают небывалые возможности для нелегальных производителей, которые не собираются пребывать на рынке долго и раскручивать свой бренд. Им реклама вовсе не нужна.
В какой-то степени запрет рекламы на руку уже зарекомендовавшим себя компаниям и торговым маркам, чье имя «на слуху». Новички же не будут иметь никакой возможности представить свою продукцию массовому потребителю.
К тому же существует множество способов обойти запреты на рекламу (скрытая реклама). Это просто подтолкнет производителей и PR-щиков к более креативному мышлению, но выход ими будет найден. А проблема, которую Верховная Рада собиралась решить своим Законом, так и останется. Только немного в другом виде.
Так как алкогольная продукция присутствует на рынке, ее производители должны иметь возможность рекламировать ее, донося до массового потребителя таким образом информацию о своих товарах.
Иначе потребитель, не имея вовсе никакой информации о том или ином продукте, в данном случае алкогольном, будет вынужден ориентироваться лишь на цену и приобретать фальсифицированную, некачественную продукцию только из-за ее дешевизны. Ведь выбирать среди такого огромного количества предлагаемой продукции – не легко.
Алена Котова, "Акциз"
01.03.2005
Адрес материала в интернете: http://vodka.com.ua/news/ukraine/1480.htm
Назад
|