В 2002 году легальный ввоз коньяка в нашу страну составил 134,86 тыс. дал. Трудно однозначно сказать, много это или мало. Если бы речь шла исключительно об аутентичных коньяках — это было бы очень много, но преимущественно в Украину импортируют коньяки из стран ближнего зарубежья. Но и с учетом этого доля импорта оказывается весьма пристойной. Лишь легальный импорт составил порядка 6,5% от суммарного потребления (включая теневой оборот). Исходя из оценок контрабандных поставок, можно говорить о том, что не менее 11–12% выпитого в Украине в 2002 году коньяка было завезено к нам из-за границы.
Это, несомненно, высокий показатель, учитывая то, что Украина сама по себе коньячная держава (в отличие от той же России, где собственное производство не в состоянии удовлетворить внутренний спрос). Рост легальных поставок коньяка в Украины свидетельствует о непрекращающемся увеличении интереса к этому напитку в стране. Все чаще коньяк вытесняет водку, объем рынка растет, и импортеры получают уникальную возможность пользоваться нерасторопностью отечественных производителей, которые не всегда успевают занять привлекательные ниши.
Львиная доля напитка, а именно 91,5 тыс. дал, поступила к нам из Молдавии. То, что две трети (67,8%, если быть совсем точным) легального украинского импорта приходится именно на молдавские коньяки говорит о том, что пока отечественный потребитель еще не готов к моментальному скачку в другие ценовые сегменты. Большая часть молдавского коньяка, даже с учетом таможенных пошлин, позиционируется в низшем ценовом сегменте. Исключение составляют марочные и коллекционные коньяки Тираспольского завода, которые, впрочем, поступают в Украину небольшими партиями.
Таким образом, крупнейшим легальным импортером коньяка в нашу страну следует считать компанию «Kvint», которая, в основном и занимается поставками тираспольской продукции в Украину.
Отметим также, что Украина уверенно занимает второе, вслед за Россией место, в списке потребителей продукции молдавских коньячников. Отечественные потребители выпивают 14% всего произведенного в Молдавии коньяка, что не так мало, учитывая мощности украинских производителей.
Можно предположить, что в 2003 году начнется процесс постепенного вытеснения молдавской продукции с украинского рынка. Ее место займут коньяки отечественных производителей, которые уже сейчас способны делать рознице выгодные предложения, и заниматься активным продвижением собственной продукции.
При этом, молдавские коньяки начнут постепенно смещаться ко второму ярусу украинского рынка, вступая в борьбу с отечественной марочной продукцией, и ординарными грузинскими и армянскими коньяками.
В свою очередь грузинские коньяки в 2002 году буквально ворвались на отечественный рынок. Речь идет, прежде всего, о напитках под торговой маркой «Сараджишвили», которые на нашем рынке представляет компания «Орландо». «Сараджишвили» попал на наш рынок после того, как наделал много шума в России, и, как ни удивительно, своими темпами роста у нас превзошел даже российскую динамику. Сегодня «Сараджишвили» представляет собой очень перспективное сочетание экзотичной элитности имиджа (этому способствует и еще советская аура грузинских коньяков, и хорошо оформленная бутылка), с в общем, демократичной ценой. Ординарные коньяки попадают во второй ярус, что цениться потребителями, особенно в регионах. При этом марочные и коллекционные позиции тоже не так сильно бьют по карману, как аутентичные французские брэнды.
Легальный импорт грузинских коньяков составил в 2002 году 19,2 тыс. дал, что можно считать прекрасным стартом.
В полтора раза превышает грузинский, легальный импорт армянских коньяков. Их в 2002 году официально завезли в Украину 27,3 тыс. дал. Занимается этим «львиным молоком» (так кличут коньяк в самой Армении) компания «Перно Рикар Украина», которую можно считать едва ли не самой эффективной структурой в когорте украинских импортеров. Торговая марка «Арарат» входит в портфель «Перно Рикар», и потому неудивительно, что украинская «дочка» уделяет им особое внимание.
Кстати, внимание это явно идет на пользу армянским коньякам, которые все активнее и активнее раскупаются нашими потребителями. У армянских коньяков, наверное, самый высокий уровень представленности в сегменте HoReCa, и on-trade продажи не только приносят приличную прибыль, но и способствуют росту лояльности торговой марки. Стимулирует развитие продаж в сегменте и сама компания, не оставляющая без внимания ни один коньячный брэнд. «Перно Рикар Украина» постоянно акцентирует внимание потребителей на аутентичных армянских коньяках, и ее сотрудники полагают, что в нашей стране растет число тех, кто, приходя в магазин осознанно выбирает тот или иной коньяк под торговой маркой «Арарат».
Что касается коньяков из Шаранты, то их в нашу страну в прошлом году было завезено 11,3 тыс. дал, или 225,5 тысяч бутылок. Учитывая то, что средняя стоимость бутылки французского коньяка в розницу переваливает за 30 долларов (учитывая наценки в HoReCa), можно с уверенностью сказать, что в 2002 году только на легальную продукцию французского производства украинские потребители потратили, по меньшей мере, 7 млн. долларов. Учитывая, контрабандные поставки, затраты на французские коньяки в 2002 году можно оценить не менее, чем в 11–12 млн. долларов. Этих денег хватило бы на то, чтобы приобрести дополнительно 0,2 млн. дал коньяка отечественного производства. На самом деле, это просто гигантская цифра (напомним, что всего в Украине выпивается порядка 2,1 млн. дал коньяка в год).
Таким образом, составляя ничтожную долю продаж в физическом объеме, французские коньяки оттягивают на себя примерно 7,5% всех денег, которые тратятся в Украине на коньяк.
Трудно сказать, чего тут больше - гусарского шику, или реальной потребности финансовой элиты в продукции, о которой многие из них в советское время только слышали, однако четко просматривающаяся ориентация нашего рынка на дорогие марочные напитки иностранного производства дает повод причислить Украину к числу наиболее перспективных стран-потребителей коньяка.
Посмотрим, что принесет импортерам 2003 год. С одной стороны, рынок, несомненно, будет расти. С другой стороны, активизирующиеся украинские заводы начнут активно вмешиваться в дележку третьего и четвертого ярусов коньячного рынка. Словом, перспектив станет больше, но и конкуренция станет жестче. А выживут, как водится, сильнейшие.
А. Филановский, «Аналитик»
27.03.2003
Адрес материала в интернете: http://vodka.com.ua/news/ukraine/246.htm
Назад
|