Украинский рынок крепкого алкоголя стабилизировался после серьезных проблем со сбытом продукции в России. По данным ассоциации "Союз оптовиков и производителей алкоголя и табака" (СОВАТ), за I полугодие текущего года производство водки в Украине увеличилось более чем вдвое - на 108%. Ожидается, что до конца года производство вырастет до 110%, при этом прогнозируемый рост продаж, как на внутреннем рынке, так и на экспорт, составляет 2-3% от уровня прошлого года.
Как сообщил корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ директор СОВАТ Владимир Демчак, основная тенденция нынешнего года - расширение и переориентация экспорта украинской водки на рынки западных стран. Это было вызвано экспортным кризисом в России, которая вводила новую систему контроля за оборотом алкогольной продукции. В конечном итоге это спровоцировало отечественные компании усилить экспансию на запад.
"У нас более высокими темпами растет экспорт крепкого алкоголя на рынки Западной Европы и Северной Америки, кроме СНГ, чем это было в предыдущие годы. Я уверен, что конъюнктура внешних рынков очень благоприятна для того, чтобы наша продукция поставлялась на рынки этих стран", - отмечает он. Директор СОВАТа прогнозирует хороший рост экспортных поставок в течение 5 лет. По его мнению, в ближайшем будущем украинские производители наверняка уделят достойное внимание рынку Польши, а также другим емким европейским рынкам.
По оценкам ассоциации, потенциал Украины по экспорту крепкого алкоголя может достичь 15-20 млн. декалитров в год, однако увеличение экспорта до таких объемов будет зависеть от сбытовой политики украинских компаний в будущем, поскольку уже сейчас в этот процесс вмешивается фактор международности. В таких случаях производство будет локализовано не только в Украине, а и в соседней России, странах дальнего зарубежья. "Я думаю, что по этому пути будут следовать еще несколько украинских компаний в ближайшей перспективе", - полагает В.Демчак.
Директор СОВАТа отметил, что существует еще один фактор, который искусственно выталкивает отечественные компании за пределы Украины, - это "невзвешенная политика в области спирта". "Мы хотели бы, чтобы эта локализация (украинских компаний - ред.) и дальше сохранялась на Украине. Когда мы сделаем невыгодным производство дома, а по соседству будет выгоднее, тогда придется, наверное, так и поступать (переносить производство за рубеж, - ред.)... Мы бы как раз хотели, чтобы более выгодно было производить продукцию в Украине и поставлять ее из нашей страны... Поскольку формируется общее понятие бренда "водка из Украины", так же, как раньше сформировалось понятие "советская водка", "российская водка". Нам очень важно создать бренд "украинская водка" или "горилка", чтобы понимали, что эта водка производится в Украине", - подчеркнул глава отраслевой ассоциации.
Вместе с тем, по словам В.Демчака, в I полугодии 2007 года наблюдалась ротация в рейтинге крупнейших производителей водки по объемам производства. В частности, произошла перестановка в тройке лидеров рынка. Глава СОВАТ отметил, что эти ротации связаны с изменениями в структурах самих украинских компаний, которые становятся международными игроками, располагая мощностями не только в Украине, но и в соседней России, а также в дальнем зарубежье.
В частности, речь идет о группе компаний "Союз-Виктан", которая в 2005 году удерживала лидерство на украинском рынке водки. На тот момент, по собственным данным, компания занимала 20% рынка водки по объемам производства. В 2006 году группа занимала вторую позицию на рынке, а сейчас, по данным СОВАТ, переместилась на третью, уступив свое место компании "Nemiroff". Таким образом, на сегодняшний день Топ-3 украинских водочников по объемам производства выглядит следующим образом: "Хортиця", "Nemiroff" и "Союз-Виктан".
Глава СОВАТа отмечает, что снижение производства "Союз-Виктана" связано с внутренней реструктуризацией группы. По мнению В.Демчака, "Союз-Виктан" определяет для себя "новое положение вещей", однако не забывает и о "родном" рынке. "Я уверен, что компания ой как будет драться за каждый декалитр проданной водки в Украине", - подчеркнул он.
По мнению В.Демчака, главная причина снижения производства компании - одновременное осваивание украинского и российского рынков. При этом рынок северного соседа по своей емкости существенно превышает украинский. "Очевидно, это отвлекло какие-то ресурсы: человеческие, финансовые и другие", - предполагает глава СОВАТ. Вместе с тем, он прогнозирует, что после того, как компания стабилизируется в России, она вновь активизирует свою деятельность в Украине. "Я не думаю, что хоть одну позицию на украинском рынке "Союз-Виктан" собирается уступить. Наверняка, в следующем году это подтвердят цифры", - заверил В.Демчак.
Со своей стороны начальник службы по связям с общественностью группы компаний "Союз-Виктан" Сергей Блажко подтвердил, что группа "активно развивает производство в России". "Потому всю водку, предназначенную для российского рынка, производим там", - добавил он.
Вместе с тем, отмечают в СОВАТе, нельзя не заметить значительный рывок "Национальной водочной компании" (ТМ "Цельсий", "Хлебный дар", "Козацька Рада", "Перша Гільдія"), которая по итогам I полугодия текущего года примкнула к тройке крупнейших производителей крепкого алкоголя Украины. "Продажи компании сегодня почти сопоставимы с компаниями "Nemiroff" и "Союз-Виктан"", - констатировал В.Демчак. В то же время начальник отдела экономического анализа СОВАТ Валерий Домбровский охарактеризовал сложившуюся тенденцию как "появление четвертого игрока национального уровня".
06.09.2007
Адрес материала в интернете: http://vodka.com.ua/news/ukraine/3567.htm
Назад
|