С начала года в супермаркетах на 75% упал спрос на продукты премиум-сегмента. Покупатели все чаще отдают предпочтение самому дешевому питанию. За два месяца 2009 года предпочтения жителей столицы при покупке продуктов питания изменились кардинально. По оценкам экспертов, спрос на дорогую, преимущественно импортную еду, резко снизился. Покупатели переориентировались на товары из более низких ценовых сегментов. Такая тенденция в первую очередь на руку отечественным производителям.
Ориентация на низкую цену
«Сейчас торговые сети ощутили, что потребители стали сильно экономить. В первую очередь они отказываются от импортных продуктов, цена которых выросла в последнее время. Естественно, это не касается таких товаров, как чаи и кофе, которые практически не производятся в Украине», — объясняет ситуацию директор консалтинговой компании «ААА» Сергей Наливка.
Директор по маркетингу сети супермаркетов «Фуршет» Игорь Гарбарук также считает, что из-за сокращения доходов украинцев и подорожания импортных продуктов на полках супермаркетов в скором времени останутся только товары украинского производства. К примеру, по оценкам аналитиков, с начала года продажи замороженной импортной рыбы упали практически в два раза. То же касается и импортных твердых сыров, соков из импортного концентрата.
Непростая ситуация и на рынке вина и ликеро-водочной продукции. По информации сетей, по состоянию на конец февраля объем продаж водки среднего ценового сегмента упал более чем на 30%. «Все дело в том, что потребители начали покупать дешевую водку. Более того, иногда водка начала уступать место отечественному вину», — говорит Сергей Петренко, директор ассоциации «Виноградари и виноделы Украины». По его словам, все дело в том, что сегодня вино украинского производства можно купить и по 15 гривен, а в тетрапаке вообще по 11. В то время как водку дешевле 14 гривен не найдешь.
Игра на ситуации
Тем временем цена на некоторые товары отечественного производства продолжала повышаться. К примеру, за февраль молочные продукты в киевских супермаркетах подорожали как минимум на 5%. Если раньше цена на молоко стабильно держалась на уровне 4,17 гривни за литр, то сейчас оно подорожало до 4,38 гривни. На 5-10% подорожало и сливочное масло.
Эксперты утверждают, что каких-либо причин для подобного увеличения цен нет. «Производители молочной продукции просто пользуются ситуацией. По всей вероятности, они решили повысить цены на фоне массового подорожания», — утверждает Всеволод Степанюк, главный аналитик центра «Социс».
Цены на овощи в свою очередь подвержены сезонному подорожанию. Правда, по мнению аналитиков, оно станет более заметным уже весной. «Цены на морковь, например, в феврале существенно не изменились, если сравнивать продукцию стандартного качества», — рассказывает Андрей Ярмак, руководитель проекта Fruit-Inform. По его словам, стоимость картофеля также выросла не очень существенно. Однако, как отмечает Ярмак, картофель — это единственный из товаров овощной группы, по которому в этом году нет большого перепроизводства. Поэтому наиболее вероятно, что цены на него вырастут приблизительно на 20-25%.
Продолжают дорожать импортные фрукты, в частности бананы. Кроме того, в условиях неопределенности с валютным курсом импортеры стали перестраховываться. В результате объем поставок снизился, что привело к росту цен. Этот фактор потянул за собой и цены на отечественные фрукты. «Хотя в середине января некоторые производители, не имеющие современных хранилищ, продавали яблоко, которое уже начало портиться, по цене ниже рыночной, цены на стандартное товарное яблоко продолжали расти», — отмечает руководитель Fruit-Inform.
03.03.2009
Адрес материала в интернете: http://vodka.com.ua/news/ukraine/4431.htm
Назад
|