Владелец ТМ «Хортица» Евгений Черняк рассказал «i» о работе украинских компаний в России и Америке, о том, кто из отечественных производителей не переживет кризис, и почему до сих пор не произошло слияние «Хортицы» с компанией, которая входит в десятку крупнейших производителей алкоголя в Украине
Вопрос: Как изменилась работа компании во время кризиса?
Ответ: Наша стратегия лидерства неизменна. Мы рассматриваем кризис как возможность запустить все личные ресурсы и ресурсы компании. Пришло время работать эффективнее. Раньше можно было взять дешевые деньги и скачкообразно развивать свой бизнес. А сейчас мы подошли к периоду органического роста. Мы вкладываем в себя только то, что мы заработали, конвертируя это в доминирующую долю рынка. Мы совершенно четко понимаем, что сейчас потребителю не нужны красивые медали и громкие рейтинги. Людям нужно идеальное соотношение качества и цены, которое мы сегодня предлагаем. Мы не планируем ничего менять в этом году. Никакой оптимизации, никаких увольнений у нас нет. Более того, сейчас мы набираем торговых агентов. Дополнительно еще 20%.
В: Готовите ли вы новые продукты для рынка? Как изменится портфель брендов компании?
О: Мы всегда идем в ногу со временем. Поэтому готовим новый продукт, который презентуем уже до майских праздников. Это будет водка в ценовом сегменте 20-25 грн. Дело в том, что потребитель ушел из премиума в более низкий сегмент, поэтому мы даем премиум «минус» для тех, кто пил премиум. Это будет абсолютно качественный продукт в красивой упаковке. Плюс мы готовим абсолютно новую линейку вин.
В: Как продвигаются ваши инвестиционные проекты, в частности, строительство завода под Санкт-Петербургом?
О: Земля есть, документация получена. Единственное, что мы хотели под него получить,— проектное финансирование. Мы отложили срок запуска завода на год-полтора. Отсрочка будет зависеть от ситуации в экономике. Зато будем строить за свои. Если мы планировали взять кредит $50 млн. и мгновенно за полгода построить крупнейший и самый современный завод в России, то теперь сами будем вкладывать один-два миллиона в месяц и медленно, но уверенно его строить.
В: Кризис серьезно повлиял на российских производителей алкоголя. Рассматриваете ли вы покупку какого-либо бренда или компании в России?
О: Компания растет, это очевидно, но покупать кого-то намерений нет. Несмотря на кризис, в СНГ рынка покупок нет. Дело в том, что алкогольный бизнес очень личностный. За каждым брендом стоит конкретный человек, который не хочет продавать свое детище ни за дорого, ни за дешево. Если собственника спрашивают о цене, то он называет какую-то космическую цену. Несоизмеримо большими были деньги, за которые купили ТМ «Мягков». «Синергия» приобрела бренд только потому, что разместилась на IPO и нужно было что-то показывать. Я считаю, что это бессмысленная покупка и стратегически ошибочный вариант. Разорился российский алкогольный холдинг «Веда», но все равно не продался. То есть человек принимает решение разориться, но не продаться. Я не могу этого понять. Думаю, психологам стоит детальнее изучить славянский рынок водки.
В: Полгода назад вы заявляли в СМИ о переговорах о слиянии с компанией, которая входит в десятку крупнейших производителей алкоголя в Украине. Как продвигаются переговоры?
О: Протокол о намерении давно подписан. Инвестбанкиры произвели расчеты для определения долей акций в объединенном бизнесе. Фактически, чтобы стать равноправным участником нового бизнеса, другая сторона должна заплатить разницу между нами и ими. Сейчас они ищут дополнительное финансирование.
В: Каким будет украинский рынок водки после кризиса? Кто пострадает больше всего?
О: Основными потерпевшими от кризиса будут компании, которые избирают губительную стратегию использования больших денег в рекламе. Некоторые с таким упорством вкладывают в рекламу, не занимаясь дистрибуцией и не работая с сетями, что я просто удивляюсь: что они делают? Кроме того, одной компании, которая раньше входила в первую пятерку, на нашем рынке уже просто нет. Я их не расцениваю как участника рынка. Возможно, они решат свои проблемы мощным лоббизмом, иначе им придется откатиться на восьмое-девятое место на рынке.
В: Рынок ритейла лихорадит от кризиса. Производители не могут получить расчет за поставленную продукцию. Есть ли у вас подобные проблемы?
О: Все наши бренды высокорентабельны. Первые лица ритейл-компаний заинтересованы в сотрудничестве и знают, что нам надо платить в первую очередь. Поэтому проблем с расчетами у нас нет.
В: Как себя чувствуют украинские компании на необъятном российском рынке?
О: У украинских компаний в России вообще нет никаких проблем. Украина — крупнейший поставщик на самый емкий водочный рынок. Наша доля там уже достигла 6-7%. Думаю, что она вырастет до 10%. Сейчас сформировался бренд — украинская горилка. Неправильно сделали те компании, которые позиционировали себя как «горилка с перцем», этот сегмент слишком узкий Мы проанализировали эту ошибку. Поэтому в РФ начали говорить о «Хортице» как об «украинской водке». И сейчас наращиваем свое присутствие очень активными темпами. За прошлый год продажи там выросли на 240%.
В: Некоторые участники украинского рынка заявляли о выходе на американский рынок и успешной там работе. Есть ли в планах «Хортицы» выход на новые экспортные рынки?
О: Открыть офис площадью 100 кв. м. еще не значит покорить Америку. Поэтому рассказы об успехах на американском рынке являются не более чем пиар-технологиями. Порог вхождения на американский рынок — $200 млн. В связи с кризисом — $100 млн. Вот когда будет деноминирована на счету такая цифра, то можно смело стартовать, но без гарантии быть там успешными. Это возможность сказать «здравствуйте» алкогольному рынку Америки, но за эти же $100 млн. рынок США может сказать вам «до свидания». Поэтому во время кризиса никаких новых экспортных рынков не будет. В этом году основную ставку делаем на рынок России, в которой в этом году мы станем экспортером номер один.
25.08.2009
Адрес материала в интернете: http://vodka.com.ua/news/ukraine/4763.htm
Назад
|