Летнее повышение ставки акцизного сбора и последствия финансового кризиса больно ударили по производителям водки. За первое полугодие, по данным «Укрводки», около 30 предприятий из более чем 60 остановили производство. Теперь дошла очередь и до лидеров. Некоторые из них подумывают вывести производство из страны.
Как стало известно «і», компания «Олимп», один из крупнейших производителей на водочном рынке, остановила свой ликеро-водочный завод «Лик» в Донецке. «В связи с повышением акциза до 34 грн. наша компания была вынуждена оптимизировать ресурсы, реструктуризировать производство — закрыть донецкий «Лик» и переместить розлив экспортной программы на завод Prime»,— отмечает гендиректор компании «Олимп» Юлия Самойлова. Кроме того, по ее словам, в этом году поэтапно была выведена из ассортиментного ряда компании некогда флагманская ТМ «Олимп». «Июльское повышение ставки акцизного сбора на 58% в 2009 г. привело к целому ряду проблем — упал спрос на качественную, но подорожавшую продукцию на 42%, упали объемы производства на 40%»,— отмечают в «Олимпе».
Вместе с тем, как стало известно «і», компания «Союз-Виктан», крупный производитель ликеро-водочных изделий, передала в аренду свои производственные мощности в Симферополе россиянам. «На заводе СВ разливает водку российская компания под названием «Крымская алкогольная компания»,— отмечает источник.
Напомним, «Союз-Виктан» сейчас занимается реструктуризацией своих кредитов, объем которых в два раза превышает стоимость активов компании. По рынку ходят упорные слухи о том, что завод «Союз-Виктана» в Подмосковье уже остановлен.
Компания «Петрус» также остановила работу одного из своих пяти заводов. «Работа одного из наших заводов была временно приостановлена»,— подтвердил «i» информацию директор по маркетинговым коммуникациям ГК «Петрус» (ТМ «Златогор») Александр Петруленков. Как отмечает директор направления ликеро-водочных изделий «Петруса» Сергей Губский, компания сократила производство продукции почти в два раза, если брать объемы осеннего периода 2008 г. и 2009 г.
Заметим, за год изменилась и расстановка сил на рынке. По данным департамента акцизных товаров Украинской торгово-промышленной конфедерации, по итогам девяти месяцев 2009 г. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года в лидеры по производству вышла «Национальная водочная компания» (ООО НАТ, ГК «Баядера», ТМ «Хлебный дар», «Цельсий»), вытеснив на второе место ДП «Имидж Холдинг» (ТМ «Хортиця»). «Союз-Виктан» же с третьего места спустился на пятое. А ДП «УВК Nemiroff» со второго просело на третье (подробнее см. «Экономические известия» от 10.12.2009 г.).
Впрочем, полными и достоверными данными о ситуации, сложившейся на водочном рынке страны, сейчас никто не обладает. Производители с неохотой говорят о цифрах производства и реализации. «По всем рейтингам «Союз-Виктан» и «Олимп» — одни из лидеров, однако уже год, как все операторы рынка знают, что у «Олимпа» все плохо, а СВ почти умер»,— говорит один из участников водочного рынка, пожелавший остаться неназванным.
Директор по маркетингу ЛВЗ «Хортица» Евгений Разуваев считает, что вполне можно ожидать последующих остановок производства. «Ряд производителей не обладают мощными брендами, и в новых условиях им будет сложно сохранять прежние объемы из-за роста стоимости производства продукта. А кроме цены, этим производителям порой нечего предложить покупателю»,— считает он.
Справедливости ради заметим, что, несмотря на сложности, многие компании продолжают активно бороться за место под солнцем. ГК «Петрус», например, рассматривает возможность переноса части производства из Украины. «Мы планируем демонтировать и перенести часть производства в другую страну, это может быть как Россия, так и Европа»,— говорит Александр Петруленков. По его словам, лучше перенести часть производства в ту страну, где экономическая ситуация более стабильная, где можно прогнозировать развитие и планировать работу компании.
Другие участники рынка считают неразумным переносить производство из Украины. «Организация собственной производственной площадки — процесс достаточно продолжительный и ресурсоемкий. В отсутствие заемного капитала, я думаю, большинство украинских производителей просто не смогут себе этого позволить. А контрактная схема подходит разве что для новых продуктов, так как водка — продукт, в котором технологии решают многое»,— говорит Евгений Разуваев. С ним соглашается и гендиректор ООО НАТ ГК «Баядера» Роман Вашколуп: «В докризисный период в этом была экономическая целесообразность. Сейчас реализация таких масштабных проектов — шаг весьма рискованный с точки зрения экономической эффективности».
Словом, на отечественном алкогольном рынке все меньше производителей водки. И если раньше был уместным вопрос об активной экспансии украинцев в Россию, то сегодня уже сложно предположить, кто из отечественных водочников в принципе будет производить ликеро-водочные изделия и в каких объемах.
16.12.2009
Адрес материала в интернете: http://vodka.com.ua/news/ukraine/4951.htm
Назад
|