VODKA Online Rambler's Top100 VODKA Online - портал потребителей и производителей алкогольных напитков

Водка и алкоголь | Новости | В Украине


Разворот на сорок градусов
Разворот на сорок градусов

Подорожанием водки производители пугали украинцев еще в прошлом году. «Не корысти ради, а токмо волею государства», – уверяли водочники, кивая на дорогой спирт и растущие в цене акцизы. Прогнозируемых последствий пугались сами: потеря спроса, засилье импорта, остановка производства... В общем, полный коллапс. Однако буквально на днях крупнейшие представители отрасли собственноручно написали в «верхи» письмо с обоснованием поднятия стоимости горькой в полтора раза. Такого поворота вряд ли ожидали мелкие игроки рынка. И уж точно не предвидели потребители.

Подорожанием водки производители пугали украинцев еще в прошлом году. «Не корысти ради, а токмо волею государства», – уверяли водочники, кивая на дорогой спирт и растущие в цене акцизы. Прогнозируемых последствий пугались сами: потеря спроса, засилье импорта, остановка производства... В общем, полный коллапс. Однако буквально на днях крупнейшие представители отрасли собственноручно написали в «верхи» письмо с обоснованием поднятия стоимости горькой в полтора раза. Такого поворота вряд ли ожидали мелкие игроки рынка. И уж точно не предвидели потребители.

Краткая предыстория. В середине апреля в СМИ появилась, без преувеличения, шокирующая информация – якобы водочники обратились к премьер-министру с просьбой повысить минимальные розничные цены (МРЦ) на свой продукт с нынешних 17,96 грн. до 27,9 грн. Накануне пасхальных и майских праздников этот слух можно было сравнить с информационным терактом. Эффект превзошел подорожание гречки: в супермаркетах полки с сорокоградусным напитком были выметены подчистую. Впрочем, разговоры оказались уткой. Буквально на днях Ассоциация «Укрводка» сообщила: на самом деле производители не собираются ущемлять клиентов так сильно – минимальную цену удовольствия хотят повысить «всего» до 26,1 грн. за бутылку.

Дорог не продукт…

…дорого внимание. Именно трепетным вниманием к здоровью рядового потребителя водочники обосновывают необходимость существенного (почти в полтора раза) одномоментного повышения МРЦ. Якобы, дешевле 26 грн. на сегодняшний день настоящая водка в рознице стоить не может – это и так гарантирует производству лишь мизерную рентабельность. А вот нынешние 18 грн. «сгодятся» разве что на роль минимальной отпускной цены с предприятия-производителя, убеждают в «Укрводке», представляя на суд госчиновников подробные выкладки и расчеты.

«Необходимость пересмотра порога МРЦ продиктована подорожанием основных составляющих, формирующих производственную себестоимость ликероводочных напитков. Дважды была повышена ставка акцизного сбора. Цена спирта увеличилась с 70 грн. за 1 дал. до 155 грн. Стоимость стеклотары выросла на 20%, полимерного колпачка – на 7-15%. Вследствие значительного, почти на 15%, подорожания горюче-смазочных материалов выросла стоимость транспортных расходов», – говорится в письме, направленном на имя премьер-министра Украины 28 апреля.

Умело оперируя цифрами, производители доказывают: при стандартной рентабельности украинского производства в 5-7%, сейчас они работают практически себе в убыток. Мол, без корректировки МРЦ потребитель все больше и больше переориентируется на товар, более доступный по цене без учета его качества, либо на нелегально изготовленный продукт, либо на самогоноварение. Качественную водку по справедливой цене берут не многие. Таким образом, страдает здоровье нации. Ну и, понятное дело, госбюджет.

«Переориентация на низкий ценовой сегмент приводит к увеличению теневой составляющей рынка и падению легальных объемов производства, – апеллируют к логике в Ассоциации. – В частности, за первый квартал нынешнего года предприятиями отрасли было произведено 5,9 млн. дал. водки, что на 25% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Промедление с принятием решения по повышению МРЦ негативно сказывается на бюджетных поступлениях: потери оцениваются в 10-15 млн. грн. ежемесячно».

В позитивной реакции адресата на данное обращение мало кто сомневается. Любая власть любит регулировать «нездоровые» рынки, ведь помимо поступлений в бюджет, воздействие на «одиозную» отрасль приносит неплохие политические дивиденды. Вспомним пресловутое подорожание сигарет. А вот подоплека для требований водочников – тема для дискуссий. И здесь, как говорится, бабушка сказала надвое.

Настойка на спирту

С одной стороны, рациональное зерно во всей этой ценовой катавасии имеется. По крайней мере, так считает руководитель аналитического департамента консалтингового агентства «ААА» Мария Колесник: «Действительно, себестоимость производства существенно выросла, – соглашается она. – Об этом свидетельствуют не только выкладки Ассоциации, но и объективная информация по рынкам. Не секрет и то, что в нижнем ценовом сегменте всегда продавался менее качественный продукт, который только за счет цены и выигрывал. И если сегодня реально нельзя произвести водку дешевле 18 грн. по отпускной цене завода – это значит, что на наших прилавках выставлен низкокачественный продукт».

«Однако нельзя не заметить и субъективный фактор, – продолжает эксперт. – Это элемент конкурентной борьбы лидеров против малого бизнеса. Теоретически возможно, что небольшие компании, которые не тратят деньги на рекламу, пока что могут удерживать низкую цену, отбирая часть покупателей у водочных гигантов. А вот за те же самые деньги люди вряд ли отдадут предпочтение неизвестной ТМ перед флагманом рынка».

Не выступая в защиту неизвестных мелких производителей, хотелось бы отметить некоторую непоследовательность в публичных позициях водочников. Так, например, еще полгода назад подорожание водки могло привести к катастрофическим последствиям. В связи с поднятием акцизов производители пикетировали Кабмин. В ответ на повышение стоимости спирта директор «Укрводки» Иван Жолнер спрогнозировал «потерю рынков сбыта и активизацию импорта». В правительство было даже направлено довольно резкое письмо, разоблачавшее «Укрспирт», что называется, в пух и прах. В послании говорилось о том, что стоимость спирта на экспорт ниже стоимости на внутреннем рынке. Что концерн при распределении и реализации продукции использует коррупционные схемы. Более того, способствует развалу отечественной ликероводочной отрасли. И вообще, стоимость нашего спирта не может быть выше 99 грн. за дал.

Теперь же водочники соглашаются с ценой в 155 грн. за дал. спирта. Не критикуют акцизы. Не обвиняют чиновников в недальновидности. Не пророчат отток клиентов и стагнацию бизнеса. Оказывается, в начале марта производители водки и «Укрспирт» подписали «пакт о ненападении» – меморандум о сотрудничестве. В котором, собственно говоря, и заложено подорожание спирта в обмен на гарантию модернизации спиртовых заводов.

Дело, конечно, нужное. «В настоящее время на многих предприятиях наступил момент, когда для поддержания качества производимого продукта необходимо проводить модернизацию. Ну а инвестирование будет из разницы между старой и новой ценой на спирт», – объяснили тогда производители обществу. И обязались всеми силами сдерживать конечную цену сорокоградусной за счет собственной маржи. Обязательства, как видим, оказались голословными. Инвестировать развитие спиртзаводов будут совсем не водочники, а рядовые украинцы. Причем за более качественный спирт мы заплатим сейчас, а получим его минимум через год. И то – если средства действительно пойдут на заявленную модернизацию.

Другая грань стакана

Качество потребляемой нами водки – материя тонкая, позиция труднодоказуемая. Зато эффект от подорожания «огненной воды» почти в полтора раза предсказать может даже ребенок. Очевидно, что в Украине грядет эра алкогольного фальсификата. «Вряд ли люди откажутся от употребления подорожавшей водки, – считает Мария Колесник. – В розничных сетях произойдет сокращение продаж, однако те, кто предпочитали нижний ценовой сегмент, скорее всего, не сократят потребление. Они просто переориентируются на подпольные суррогаты».

В Киеве и областных центрах это вряд ли произойдет массово – все-таки и уровень жизни повыше, и контроль пожестче. А вот в регионах подобный шаг вполне может вызвать эффект, обратный ожидаемому: снижение налоговых поступлений, банкротство небольших предприятий, производящих спиртное, а также переход пьющего населения на самогон, технический спирт и популярные в советское время одеколоны. Особенно тяжелая ситуация сложится на селе, где зарплаты меньше городских, а пьющих граждан традиционно на порядок больше.

Есть еще и другой аспект – сколько теоретически могут «наварить» на повышении МРЦ недобросовестные производители. «Минимальные цены являются механизмом регулирования рынка и противодействия распространению контрафактной продукции. Ценовое ограничение исключает возможность реализации нелегальной продукции в торговых сетях по демпинговым ценам за счет неуплаты налогов и создает необходимые экономические гарантии для легальных производителей», – утверждается все в том же письме «Укрводки» к премьер-министру. Однако так ли это на самом деле? И почему нелегальная продукция вообще появляется в торговых сетях?

Ни для кого не секрет, что подделки разливают не только (и не столько!) в кустарных условиях, но и в заводских. Прямо на предприятии, изготавливающем легальную продукцию, под его вывеской и торговой маркой. Условно говоря, в третью смену. Делают ли это производители либо некие арендаторы простаивающих на заводе площадей – вопрос сложный. Но факт имеет место быть. Еще в прошлом году эксперты Госпотребстандарта в рамках исследования проверили 74 предприятия, выпускающих алкогольные напитки – водку, ликеры, коньяк. В результате проверок были выявлены серьезные нарушения и довольно высокий процент неликвида – 15%. На сумму почти 1,5 млн. грн.

По оценкам аналитиков и участников рынка, после повышения акцизов «тень» водочного рынка выросла с 18% до 20-35%. Дело это прибыльное: рентабельность производства фальсифицированной водки достигает 200 и более процентов в зависимости от объемов «штамповочного» производства. Вряд ли с поднятием МРЦ «паленку» начнут разливать небольшие производители, но вот для крупного бизнеса соблазн чрезвычайно велик. Остается надеяться, что эти предположения не выйдут за пределы гипотез, и украинцам не придется пить подорожавший с подачи производителей фальсификат.


11.05.2011

Адрес материала в интернете: http://vodka.com.ua/news/ukraine/5449.htm

Назад


Использование материалов сайта разрешается при условии ссылки на VODKA Online. Для онлайн-проектов - гиперссылки (hyperlink) на http://www.vodka.com.ua

Copyright © VODKA Online, 2000-2024