VODKA Online Rambler's Top100 VODKA Online - портал потребителей и производителей алкогольных напитков

Водка и алкоголь | Новости | В мире


Последнего крупного независимого производителя "скотча" покупает компания из США
Последнего крупного независимого производителя "скотча" покупает компания из США

Последний крупный национальный производитель шотландского виски лишается своей независимости. Семейство Макдональдов, последние 90 лет контролировавшее винокурню Glenmorangie, выставило ее на продажу. Как сообщается, вероятными покупателями компании – шестого производителя шотландского виски в мире — может стать либо американская компания Brown-Forman (бурбоны JackDaniels, Old Forester, пиво, текила и т.д.), либо международная группа Bacardi-Martini (крупнейший производитель вермутов в мире).

По сообщению британских СМИ, предложения за контрольный пакет Glemorangie доходят до 300 млн ф. ст. (542 млн долл.), в то время как специалисты фирмы Дэвида Макдональда надеялись на 200 – максимум 230 млн ф. ст.

Стало быть, продажа не за горами, что чувствует и рынок, на Лондонской фондовой бирже стоимость акций Glemorangie в течение среды поднялась на 25%. Предчувствия объясняются и ценой, и тем обстоятельством, что в последние годы международные алкогольные гиганты шаг за шагом скупали национальную гордость Шотландии – ее винокурни. Glemorangie особо ценна тем, что производит чистый односолодовый (single malt) виски, который, собственно, и есть настоящий "скотч", в отличие от в изобилии производимого ныне зернового и смешанного (blended). По продажам в "односолодовом секторе" на Британских островах предприятие Макдональда несколько лет выходило на первое место.

Специалисты считают это событие знаковым. Во-первых, шотландский виски окончательно "глобализируется" (в смысле принадлежности, а не технологии и места производства). Во-вторых, судя по слухах о сумме сделки, мировые алкогольные гиганты снова готовы ставить на крепкий алкоголь.

Между тем крупные производители и раньше скупали тех же шотландских "братьев", но по куда более скромным ценам и при этом изрядно рискуя. Рынок крепкого алкоголя в Европе испытывал в 90-е годы определенные проблемы, в особенности из-за мании здорового образа жизни и связанных с этим усилением налогового пресса и рекламных ограничений. В других частях света если и происходил рост, то не очень радовавший производителей – путь в исламский мир оставался наглухо закрыт. В России всем коньякам, виски и бурбонам (американское виски) предпочитали водку – притом, из-за дешевизны, свою. Выигрывали производители вина и особенно пива, которые заметно теснили своих "крепких" конкурентов, в том числе и на "новых" рынках (Китай, Япония, в какой-то мере и Россия). Спасала положение разве что Америка – и Северная, и Южная, где объем соответствующего рынка превысил 60 млрд долл. Но и там рост продаж был не столь заметен или происходил в отдельных секторах – текилы, например. Оттого производители алкоголя старались диверсифицировать свой бизнес (Brown–Forman, например, занялась пивом).

Последние два года принесли, однако, новые тенденции. В частности, вновь стало расти потребление крепких напитков в Британии и ряде других стран Европы – и хотя по виски этот рост как раз не был заметен (даже англичане больше "приударяют" по водке и другим нетрадиционным для них напиткам), алкогольные компании попытались вновь развернуть наступление "на всем фронте". Полагая, что пусть не сейчас, но в недалеком будущем спрос на "настоящий" виски – ирландский и шотландский (которого становится все меньше – за пять лет в Шотландии закрыто более 20 винокурен) – будет только расти. "Glemorangie имеет уже почти антикварную ценность и изумительную репутацию некоторых марок, – говорит Алан Грей, специалист алкогольного рынка из Сазерлэнда, – и неудивительно, что семья (Макдональдов) рассчитывает урвать серьезный куш".

Другой аналитик – Фултон Патэрсон – соглашается, что "Glemorangie сейчас – очень лакомый кусок", однако глотать его нужно с умом: "глобализация", в частности перенос управления компанией из Британии в другое место, может лишить бренд репутации истинно шотландского и шире – общебританского продукта. В то же время при условии грамотных инвестиций и сохранении британского менеджмента виски Glemorangie (их несколько видов) "могут стать №1 в Британии".

В какой-то степени в этих словах скользит, вероятно, досада по поводу скупки иностранцами гордости Британских островов – от футбольного клуба Chelsea до автопрома (основная часть знаменитых британских марок принадлежит американцам и немцам, а недавно еще и российский магнат Смоленский-младший отметился покупкой TVR). Однако досада, по-видимому, в данном случае ничего не исправит: новые хозяева шотландской винокурни поступят с ней так, как посчитают нужным.

Иван Трегубов


30.08.2004

Адрес материала в интернете: http://vodka.com.ua/news/world/926.htm

Назад


Использование материалов сайта разрешается при условии ссылки на VODKA Online. Для онлайн-проектов - гиперссылки (hyperlink) на http://www.vodka.com.ua

Copyright © VODKA Online, 2000-2024