О дешевом импортном алкоголе отечественным потребителям мечтать не приходится. Подготовка ко вступлению Украины в ВТО и грядущим в этой связи изменениям уже ощущается «на всех фронтах». Отечественные алкогольщики, предчувствуя появление в скором времени серьезного конкурента в лице зарубежных брендов, пересматривают свои стратеги развития, которые, помимо оборонительных, сегодня выполняют и наступательные функции.
Так, ЗАО ОКЗ приняло решение объединить в одном портфеле ТМ «Шустов» и «Хортиця» ЛВЗ «Хортиця» («Имидж Холдинг»), а также широчайшие дистрибуционные возможности ТД «Мегаполис». Как отметил 24 ноября на одной из пресс-конференций Дмитрий Пилипишин, бренд-менеджер ТМ «Шустов», решение о проведении такой сделки, оформление которой планируется на начало 2007 г., было принято «с учетом тенденций, которые ожидаются в Украине с вхождением в ВТО. Отечественным производителям будет тяжело бороться с импортной продукцией».
Как рассказала изданию «СЕЙЧАС» начальник аналитического отдела консалтингового агентства «ААА» Мария Колесник, «тенденция консолидации и слияния крупных алкогольных компаний является глобальной, и более того - мировой». Однако она полагает, что компании, которые заявляют о намерении объединиться, дабы противостоять по многим параметрам импортной продукции, несколько лукавят. «Целью подобных сделок является не что иное как увеличение рыночной доли на внутреннем рынке и попытка потеснить конкурентов», - комментирует эксперт.
Ее слова подтверждает и Сергей Величко, директор департамента маркетинга и рекламы ЛВЗ «Хортиця», который объясняет, что, помимо более эффективной общей дистрибуции, у компании появилась возможность увеличить свою долю на рынке до 30%, так как наличие двух разных позиций в категориях водка и коньяк является очень привлекательным для розницы и ритейла. Он также отмечает, что сегодня доля импортного алкоголя невелика - не более 5%, и после вступления в ВТО объемы импорта будут увеличиваться во всех сегментах очень неравномерно. В частности, в водочном сегменте с продукцией отечественного производителя конкурировать довольно-таки сложно, и расширение ассортимента за счет зарубежных брендов никак не отразится на положении украинских водочников, товар которых неизменно лидирует по уровню потребления и может конкурировать только сам с собой.
Как отметил в комментарии изданию «СЕЙЧАС» Александр Филановский, маркетинг-директор компании «Олимп», очевидной угрозы со стороны зарубежных алкогольных компаний на сегодняшний день нет. «Мы не прорабатываем никаких специальных стратегий защиты. Скорее, все наши стратегии строятся против сильных внутренних конкурентов, куда более серьезных, нежели зарубежные», - поясняет эксперт. Он также добавил, что премиальный водочный сегмент - единственный, в котором отечественные и импортные ТМ конкурируют. Однако последние («Русский стандарт», Finlandia, Absolut, Smirnoff), несмотря на свою «премиальность», делают погоду преимущественно в сегменте HoReCa. Эксперт также уверен в том, что продукция отечественного производства превосходит импортную по всем параметрам. И для того чтобы говорить о возможной конкуренции между отечественными и зарубежными алкогольными брендами, необходимо понимать, что потребление алкоголя на Западе и в Европе несколько отличается от потребления в Украине. Водка отечественного производства как раз больше подходит для нашей культуры потребления, а западного производителя - для особенностей потребления на Западе.
По мнению экспертов, зарубежная продукция наиболее потеснит отечественную в винном и коньячном сегментах
Сегментами, в которых у зарубежных брендов есть все шансы потеснить продукцию отечественного производителя, являются, по мнению операторов и экспертов, коньячный и винный. Основная причина для этого - недостаток качественного коньячного и винного сырья. Особенно учитывая тот факт, что на урожай винограда этого года им рассчитывать не приходится. В сложившейся ситуации, для того чтобы не только «выжить», но и успешно и рентабельно работать, отечественным производителям придется иметь дело с импортными материалами. По словам Марии Колесник, при выборе страны-импортера отечественным виноделам предстоит провести нелегкую работу. «Очень важно не прогадать с соотношением цена - качество. Ведь недорогие материалы подразумевают невысокие стоимость конечного продукта и уровень качества, а дорогие - соответственную цену, которая может отпугнуть потенциального покупателя» - отмечает г-жа Колесник. Она также уверена, что с приходом на рынок зарубежных винных и коньячных брендов, которые будут представлены в среднем и премиальном сегментах, у потребителя появится гораздо больше возможностей выбрать продукт, соответствующий оптимальному сочетанию цены и качества.
При этом эксперты полагают, что приход на рынок премиальной коньячной и винной продукции способен серьезно потеснить отечественных виноделов. Мария Колесник уверена, что, если такое случится, украинские коньяки и вина будут представлены преимущественно в низком ценовом сегменте. А на прилавках появится недешевая продукция: в большей степени - Нового Света, Черногории и других Балканских стран и в меньшей - Западной Европы (Франция, Италия и пр).
О дешевом импортном алкоголе потребителям мечтать не приходится. Как утверждает г-н Филановский, «все зарубежные бренды, независимо от ВТО, позиционируются в премиальном сегменте. Дешевых импортных марок на нашем рынке нет и никогда не будет». Однако у наших соотечественников есть время на то, чтобы постепенно привыкнуть к появлению в ассортименте все более дорогой продукции. Как поясняют эксперты, наводнение украинского рынка импортным алкоголем - вопрос далеко не нескольких дней. «Вначале компании будут тестировать его на предмет востребованности у украинцев того или иного напитка, поставлять небольшие пробные партии. А уже по результатам этих «тестов» будет приниматься решение о том, перспективен ли наш рынок для дальнейшего освоения», - утверждает г-жа Колесник.
По ее мнению, время на раздумья о будущей стратегии есть и у производителей. Ведь судьба Закона, предусматривающего изменение стоимости лицензии на производство и продажу алкоголя и табака, а также повышение акцизного сбора на спирт и спиртные напитки, который был принят 17 ноября 2006 г. как одно из условий вступления в ВТО, еще весьма туманна. «Только после того как будут обнародованы и опубликованы все условия и нюансы, отечественные компании смогут определиться со своей политикой», - констатирует Мария Колесник.
ГЛАВНОЕ
Компании с оптимизмом смотрят в будущее по части вступления в ВТО. «Водочники» понимают, что они вне конкуренции и им практически ничего не угрожает. Остальные пытаются к ним «примазаться». Потребителю же приходится готовить себя к тому, что стоимость напитка с непривычным названием обойдется в гораздо большую сумму, чем обычно. И наиболее сильно это почувствуют почитатели коньяков и вин.
Адрес материала в интернете: http://vodka.com.ua/articles/analytics/3373.htm
Назад
|