Более трети россиян (37%) вообще не пьют водку и поэтому их не волнует подорожание этого напитка. Об этом свидетельствует опрос, который предоставили "Интерфаксу" социологи ROMIR Monitoring (в исследовании участвовало более 1600 респондентов), сообщает vodka.com.ua со ссылкой на Интерфакс. Исследование было проведено в связи с изменением с 1 января 2004 года системы сбора акцизов на алкоголь. В этом году производители крепких спиртных напитков будут платить 20% от ставки акциза.
Примерно столько же участников опроса (32%) отметили, что это неприятное для них известие, однако воспринимают его достаточно спокойно, так как "в семье водку пьют мало".
Нашлись и оптимисты (15%), которые заявили, что в повышении цен на водку ничего страшного нет — "будет в продаже и дешевая водка". У 8% россиян эта новость также не вызвала отрицательных эмоций, правда по другой причине, — они "всегда стараются покупать качественную и дорогую водку". А вот для 6% опрошенных повышение цен будет "сильным ударом по семейному бюджету". 2% не смогли ответить на вопрос.
Все это несмотря на агрессивные рекламные технологии, которые применяются на этом рынке. Так, производители крепких алкогольных напитков рекламируют свою продукцию в кинотеатрах, используя несовершенство действующего законодательства
В 2003 г. количество показов рекламы крепких алкогольных напитков в кинотеатрах России сократилось до 17,5 тыс. с 27,8 тыс. в 2002 г., сообщили RBC daily в компании TNS Gallup AdFact. Несмотря на это, ролики с рекламой крепкого алкоголя продолжают составлять существенную долю общего объема рекламы кинотеатров (около 4%). Между тем существуют обоснованные опасения в отношении законности показа такой рекламы на экранах кинотеатров. По действующему законодательству, она разрешена только в местах непосредственного производства или продажи напитков. Однако до сих пор неясно, можно ли считать местом продажи алкоголя весь кинотеатр или только барную стойку в его фойе. Пока антимонопольное ведомство, контролирующее соблюдение производителями алкоголя ограничений на его рекламу, не определится со своей точкой зрения по этому вопросу, рекламодатели и владельцы кинотеатров будут продолжать использовать недостатки законодательства для пропаганды употребления алкоголя.
Реклама алкогольных напитков крепостью свыше 15 градусов запрещена в соответствии с законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Пункт 1 статьи 17 этого закона делает исключение только для мест непосредственного производства или продажи таких напитков. Реклама крепкого алкоголя в завуалированной форме периодически встречается в средствах массовой информации и местах массового скопления людей, но такие способы продвижения товаров вызывают претензии антимонопольного ведомства. Напрямую рекламировать водку и другие крепкие напитки производители, как правило, не решаются.
Однако посмотреть видеоролики с рекламой алкоголя потребители беспрепятственно могут, купив билет в кинотеатр. Так, представитель сети кинотеатров "Империя кино" на условиях анонимности подтвердил RBC daily, что уже сейчас перед началом сеансов в кинотеатрах зрителям показываются рекламные ролики сигарет L&M, Marlboro, крепких спиртных напитков. Некоторые кинотеатры пока воздерживаются от подобной рекламы, но не исключают вероятности ее показа в дальнейшем. Как сообщили RBC daily в "Синема-Парке", компания рассматривает возможность показа рекламы крепкого алкоголя в своих кинотеатрах, но пока вопрос решается на принципиальном уровне, а не с точки зрения привлечения конкретных рекламодателей. Пока же, как сообщил RBC daily заместитель генерального директора по региональному развитию компании Кирилл Иванов, в недавно открывшемся кинотеатре компании идет реклама фильмов и некоторых продуктов, в частности "Пепси", кофе и легкого пива, при этом г-н Иванов подчеркнул, что рекламируется именно легкое пиво, а реклама крепких алкогольных напитков и сигарет в кинотеатре отсутствует.
Как правило, особенное внимание рекламодателей привлекают различные западные блокбастеры – например, перед некоторыми сеансами показа третьей части фильма "Властелин колец" в кинотеатре, принадлежащем "Империи кино", зрители могли видеть рекламу водок "Флагман" и "Путинка". В "Русской вино-водочной компании", производящей водку под маркой "Флагман", официально сообщили RBC daily, что реклама этого бренда не показывается в кинотеатрах. Однако анонимный источник в компании подтвердил, что с недавнего времени продвижение напитков марки "Флагман" действительно началось в некоторых кинозалах. В целом же, по данным TNS Gallup AdFact, в кинотеатрах преобладает реклама дорогих напитков иностранного производства. Безусловным лидером по количеству показов в 2003 г. стали напитки компаний Bacardi-Martini (8,6 тыс. показов). За ними следуют напитки производства International Distillers & Vintners (1,8 тыс. показов), Moet Hennessy (1,7 тыс. показов) и United Distillers (1,6 тыс. показов).
Возможность беспрепятственного показа рекламы алкоголя перед сеансами, на которые ходят не только взрослые люди, существует вследствие того, что Министерство по антимонопольной политике, контролирующее соблюдение законности в этой сфере, до сих пор старалось не замечать наличия такой проблемы. Компетентный чиновник территориального управления МАП России по Москве и Московской области затруднился пояснить RBC daily, на каком основании реклама алкоголя демонстрируется в кинотеатрах, сказав, что она разрешена в местах его продажи, – то есть в принципе, если в фойе кинотеатра есть барная стойка, где можно купить крепкий алкоголь, реклама алкоголя на экранах кинотеатра может показываться. Как сообщила RBC daily начальник отдела контроля за рекламной деятельностью и пресечения недобросовестной конкуренции ТУ МАП России по Москве и Московской области Надежда Майорова, пока каких-либо судебных решений по поводу показа рекламы крепких алкогольных напитков в кинотеатрах не было.
Сами же участники алкогольного рынка подтверждают незаконность показа такой рекламы перед началом сеансов. "Реклама крепкого алкоголя на экранах кинотеатров является незаконной. Алкоголь можно рекламировать только в местах продажи, т.е. непосредственно в фойе кинотеатра, где продаются напитки", – сказал RBC daily вице-президент Союза участников алкогольного рынка Владимир Цыганков, добавив, что по его информации, пока никто из участников алкогольного рынка не пытался напрямую рекламировать крепкие напитки в кинотеатрах. Однако он согласился, что есть масса попыток рекламировать не сам напиток, а рыночный бренд. "По такому пути пошли "Флагман", "Кристалл", некоторые питерские заводы. Причем такие действия не осуждаются бизнес-сообществом. Причина этого – не нравственное приятие производителями таких методов продвижения товара, а неравные условия для участников алкогольного рынка по сравнению с производителями других товаров "социально опасного характера", в которые ставит их существующее законодательство", – сказал он. Поэтому ожидать скорого запрета такой рекламы в кинотеатрах не стоит. Пока в МАП России не определились, допустим ли в зале кинотеатра видеоролик, сообщающий, что зритель "имеет право" выпить немного водки, или он может демонстрироваться только в баре у входа, родителям, приведшим своих детей в кино, придется самим объяснять им о вреде алкоголя.
02.02.2004
Адрес материала в интернете: http://vodka.com.ua/news/rusfed/571.htm
Назад
|