Алкоголь приравняют к порнографии - за его рекламу у СМИ будут отбирать лицензию
Аналитика | 27.02.2003
Коммерсантъ.
Вчера Министерство по антимонопольной политике (МАП) объявило о начале сотрудничества с Министерством по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. МАП намерен оперативно информировать своих коллег о каждом случае нарушения рекламного законодательства в СМИ. Минпечати, в свою очередь, обещает не менее оперативно реагировать на эту информацию: сначала выносить нарушителям предупреждения, а потом лишать их лицензии. До последнего времени МАП и Минпечати почти не согласовывали свои действия в борьбе с нарушениями закона "О рекламе". Теоретически Минпечати должно отслеживать нарушителей и сообщать о них в МАП. Антимонопольное ведомство их штрафует (см. справку) и информирует об этом Минпечати. И только после этого Минпечати может само применить санкции – вынести предупреждение или отозвать лицензию. Понятно, что на практике столь запутанная схема практически не действовала.
Теперь ведомства решили существенно упростить цепочку: МАП выслеживает нарушителей, штрафует их и оперативно сообщает об этом в Минпечати, которое уже поступает на свое усмотрение. "Основным условием получения свидетельства о регистрации и лицензии является соответствие СМИ регистрационным и лицензионным требованиям, то есть соблюдение законодательных актов. Нарушение какого-либо закона, в частности закона 'О рекламе', означает, что СМИ эти требования не выполнило,– сообщили Ъ в пресс-центре Минпечати.– Благодаря обмену информацией с МАПом система контроля начнет действовать гораздо быстрее и оперативнее, что позволит нашему министерству принимать более действенные меры к нарушителям законодательства".
По сведениям Ъ, объединить усилия двух министерств предложил МАП, который намерен таким образом бороться с рекламой крепких спиртных напитков (содержание алкоголя свыше 15%). МАП регулярно штрафует печатные издания за размещение такой рекламы. Однако количество спиртного на страницах газет и журналов от этого не уменьшается: пресса просто включает сумму штрафа, которая обычно не превышает $2-3 тыс., в счет, предъявляемый рекламодателю, и продолжает рекламировать алкоголь.
Вступление в эту позиционную войну Минпечати способно коренным образом изменить ситуацию. "Очевидно, что по сравнению со штрафами угроза получения предупреждений и в перспективе приостановка действия свидетельства о регистрации – мера гораздо более эффективная",– говорит генеральный директор Ассоциации рекламодателей Вадим Желнин.
Обнаружив то или иное нарушение, Минпечати сначала выносит предписание по факту нарушения, в котором просит провинившееся СМИ устранить нарушение в определенный срок. Следующая мера – предупреждение. Чтобы приостановить деятельность печатного СМИ, достаточно двух предупреждений, электронного СМИ – одного. До сих пор основную массу предписаний и предупреждений Минпечати выносило по четвертой статье закона "О СМИ" – "Недопустимое злоупотребление свободой массовой информации". Сюда входят: разглашение государственной тайны; призыв к захвату власти, изменению конституционного строя; пропаганда войны; разжигание классовой, социальной и национальной розни; распространение передач, пропагандирующих порнографию.
Участники рынка подозревают, что совместные действия двух министерств пролоббированы производителями водки. "Мне кажется, объединение усилий МАПа и Минпечати в борьбе с рекламой крепкого алкоголя можно считать достижением водочного лобби: они крайне не заинтересованы в росте конкуренции на российском рынке крепкого алкоголя и выходе на него новых марок",– считает глава издательского дома АФС Виктор Шкулев.
Санкциям со стороны Минпечати может подвергнуться практически каждое российское издание. "Размещением рекламы крепкого алкоголя время от времени грешат почти все СМИ",– говорят в отделе контроля соблюдения законодательства о рекламе МАПа. С начала этого года министерство уже оштрафовало издательские дома "Бурда", "Грунер + Яр", журнал "Деловые люди". Однако лидирует по количеству разбирательств с МАПом издательский дом АФС, который еще с прошлого года пытается доказать в суде, что министерство не имеет права штрафовать глянцевые журналы за рекламу крепкого спиртного.
ТИМУР Ъ-БОРДЮГ