Январский всплеск коньячного производства в Украине
Аналитика | 08.03.2003
Аналитик
Январские цифры производства коньяка в Украине несколько удивили и порадовали специалистов. Такого высокого уровня производства не наблюдалось в нашей стране уже достаточно давно. Об этом можно судить, исходя из таблицы «январской» статистики за последние четыре года. Как видите, последние три года в отрасли идут процессы, свидетельствующие о ее оздоровлении, однако такого резкого скачка трудно было ожидать. Наверное, стоит лишний раз напомнить о том, что коньячный рынок - один из самых хрупких алкогольных рынков. Потребление коньяка - это настоящая культура, а его производство - сложный многолетний процесс.
В последние годы в Украине наметилась благоприятная тенденция в развитии коньячного рынка. Постоянно растет средняя цена продаваемой бутылки, четче просматривается сегментирование, снижается доля фальсифицированной продукции.
В частности, в 2002 году наблюдался параллельный всплеск внутреннего производства и увеличение импорта коньяков. По традиции, производители дружно нарастили объем выпускаемой продукции в предновогодние месяцы, когда рынок поглощает максимальное количество крепкого алкоголя.
Так, внутреннее производство в ноябре и декабре составило соответственно 162 и 179 тыс. дал, что ненамного, но превышает показатели 2000 и 2001 годов. Тем более удивительным оказался январский показатель — 131 тыс. дал, или 73,2% от декабрьского уровня. В прошлые годы аналогичный показатель едва достигал 60%, что естественно объяснялось резким спадом интереса к крепкому алкоголю после праздников, да и праздничными отпусками самих производителей.
Нынешним январем, отечественные коньячники как будто презрели все установленные ранее законы, и стартовали, что называется «с места в карьер».
Для того, чтобы понять, насколько серьезны намерения производителей, необходимо, конечно, дождаться итогов первого квартала. Но если попробовать экстраполировать январские показатели на будущее, может случиться так, что объем продаж фальсифицированной продукции (а рост производства у нас пока происходит не за счет роста потребления, а за счет уменьшения теневой компоненты рынка) по итогам 2003 года составит не более 9 – 10%.
Надо сказать, что это было бы рекордным показателем для любого отечественного алкогольного рынка, и означало бы, фактическую (учитывая постсоветские реалии) победу легальных производителей и импортеров.
Правда, даже если ситуация будет развиваться по оптимистическому сценарию, не следует забывать и о том, что коньячные производители продолжают испытывать сырьевой голод. Восстановление собственной сырьевой базы (начиная с посадки виноградников, и заканчивая выдержкой перекуренных спиртов) займет еще не один год, и до тех пор ординарные коньяки будут разливаться из импортных (преимущественно, французских) спиртов.
Следовательно, в ближайшее время коньячники начнут лоббировать квоты на льготный ввоз спиртов. И, думается, государству стоит поддержать производителей в этом вопросе, для того, чтобы не допустить реконкисты теневых операторов. Важно, чтобы выделяемые квоты не поставили отдельных производителей в привилегированное положение.
Кстати, не исключено, что параллельно некоторые компании будут лоббировать льготы на ввоз виноматериалов для перекуривания их в коньячные спирты на собственных мощностях. Дело в том, что на внутреннем рынке виноматериалов может возникнуть некоторый дефицит (из-за усилий обладателей новых винных торговых марок), и желаемого запаса на будущее заложить не удастся.
Поводом для оптимизма может служить и тот факт, что высокое январское производство было обеспечено не какой-либо отдельно взятой компанией, а последовательным наращивание выпуска продукции практически всеми ведущими производителями.
В частности, на 25 и 30% соответственно увеличили свое производство, в сравнении с январем 2002 Одесский и Ужгородский коньячные заводы. В полтора раза вырос разлив коньяка на предприятиях Крымсовхозвинпрома (Симферопольский винзавод и совхоз-завод «Коктебель»).
Более чем двукратный рост продемонстрировала компания «Зелений Гай», выпускающая коньяк «Гетьман». Тут, правда, надо делать скидку на не слишком удачную работу с этим брэндов в начале прошлого года, когда производство и продажи были минимальными.
Если говорить о производственной структуре, то все большее внимание предприятия уделяют коньякам второго яруса (преимущественно, с выдержкой четыре и пять лет, а также КВ). Рост производства этой группы коньяков является естественной реакцией предприятий на увеличение спроса, зафиксированное в 2002 году.
Находит свое развитие и тенденция к укреплению позиций марочных коньяков в ассортиментном ряду предприятий. Ожидается, что в 2003 году отечественные заводы начнут активно осваивать нишу, в которой до сих пор успешно работали почти исключительно импортеры.
Интересно, что в последнее время заводы охотнее пускаются в перспективные эксперименты. Таковым можно считать выпуск на Симферопольском винзаводе серии коньяков «Арами», созданных из закупленных в Армении спиртов. Отдавая себе отчет в популярности армянских коньяков, симферопольские коньячники рассчитывают на благосклонность со стороны потребителей.
Правда, многие украинские любители коньяка уже сделали свой выбор в пользу оригинальной продукции Ереванского коньячного завода, и убедить их покупать «украинский армянский коньяк» будет очень трудно.
Эта статья была опубликована в журнале «Компаньон», № 11,
А. Филановский, «Компаньон»