Исследование российского рынка крепких алкогольных напитков
Аналитика | 20.06.2007
Пресс-релиз
В июне 2007 г. агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка крепких алкогольных напитков в России. По оценкам аналитика DISCOVERY Research Group Лазаревой Елены, объем российского рынка крепких алкогольных напитков в 2006 году составил 153-161 млн. дал, из которых почти 15 млн. дал пришлось на коньяк, бренди, виски, ром и другие более экзотические напитки.
Остальную долю рынка заняла водка, при этом более 70% всей реализованной в этот период водки – 119,6 млн. дал - было произведено на территории России. В целом, российский рынок водки стагнирует – за 2006 год производство водки уменьшилось на 2-4%. В стоимостном выражении российский рынок водки оценивается в $13 млрд. При этом, доля «нетрадиционных» крепких напитков ежегодно увеличивается на 12-15%.
Эксперты объясняют такую динамику смещением предпочтений населения. С возрастающим уровнем дохода потребители все чаще выбирают «статусные» напитки – коньяк, виски, бренди. За 2006 год продажи коньяков на территории России увеличились на 4% и превысили 6 млн. дал, рынок бренди вырос в 1,5 раза и также приблизился к объему в 6 млн. дал. Помимо этого, в нашей стране все большей популярностью пользуются джин, шнапс, саке, ром, кальвадос, граппа и другие.
По нашим прогнозам, объем российского рынка крепких алкогольных напитков в ближайшее время не изменится, однако внутри него произойдет перераспределение занимаемых сегментов между видами крепкого алкоголя – доля водки продолжит уменьшаться.
В связи с этим начнется консолидация отрасли. В настоящее время российская водочная отрасль очень разрознена: 10 крупнейших компаний контролируют менее 40% рынка. На рынке работают более 350 производителей, выпускающих в общей сложности примерно 5 тыс. марок водки.
Исключением для водочной продукции может стать развитие сегмента так называемых «цветных» водок. Сюда входят крепкие алкогольные напитки на основе водки, с различными вкусовыми добавками – перцовая, лимонная, клюквенная и т.д. Наиболее активно развивающейся компанией в данном сегменте является Nemiroff – его доля рынка в отдельных областях России достигает 21%.
Что касается развития российского рынка крепких алкогольных напитков в региональном разрезе, то наиболее обширным является рынок Центрального федерального округа. Почти треть от объема рынка водки приходится на Москву и Московскую область, однако доля столичного региона постепенно сокращается, в то время как увеличивается доля Приволжского региона, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В отдаленных регионах по-прежнему велика доля суррогатного алкоголя.
По мнению некоторых участников рынка, к 2012 году на рынке останется около 10 крупных федеральных игроков, которые будут контролировать около 80% рынка, оставшиеся 20% придутся на региональных производителей.