"Мелким производителям выгоднее вкладывать деньги в конкретного чиновника"
В России | 02.11.2004
Yarmarka.net
Интервью. Павел Шапкин, председатель правления Национальной алкогольной ассоциации.
— Как вы относитесь к предложению о переносе акциза на производителей?
— Сразу оговорюсь, я не являюсь противником этого предложения. Однако, на мой взгляд, изменение схемы уплаты акциза -очень серьезный процесс. Необходимо
вносить изменения в бюджет, что требует серьезной подготовки. Успеть к 2005 году в данном случае нереально. А вот в 2006 году введение новой схемы уплаты — вещь вполне реализуемая. Однако нужно решить несколько весьма серьезных проблем.
— Каких?
— Во-первых, изъятие алкогольных акцизов в федеральный бюджет приведет к выпадению доходов регионов на 60 млрд рублей. Встает вопрос — чем эту сумму компенсировать? Допустим, эту проблему удастся решить и деньга будут найдены. Но тогда возникает еще более сложная проблема: по какой методике распределять деньги по региональным бюджетам. Вполне очевидно, что давать деньги в зависимости от объемов производства алкоголя в регионе нельзя. Ведь в этом случае региональные власти опять будут заинтересованы в том, чтобы помогать своим производителям и не пускать на рынок чужую продукцию. То есть региональный водочный сепаратизм, проблему которого участники рынка хотят решить с помощью переноса акциза, как был,, так и останется.
— Но как тогда компенсировать регионам потери от переноса акциза?
— Возможно, это могли бы быть отчисления от НДС либо какого-то другого налога.
— А почему нельзя распределять деньги в зависимости от потребления алкоголя в каждом конкретном регионе? Такая форма компенсаций обсуждалась в ходе изменений схемы уплаты акцизов на табачные изделия.
— Я считаю, что это в корне неверное решение. Стимулирование потребления алкоголя не может быть задачей государства. И не должно быть никакой зависимости размера компенсации от показателей алкогольного рынка региона. Иначе мы не справимся с "водочным сепаратизмом".
—Хорошо, допустим, сложности с методикой распределения правительство решит...
— Кроме проблемы "откуда взять деньги и как их раздать" существует еще большое количество технических сложностей. Когда речь идет об акцизах на водку, все более или менее понятно: они в свое время делились поровну между региональными и федеральным бюджетами. А что делать с акцизами на вино, коньяк и другие виды алкогольной продукции, которые всегда поступали в бюджеты областей?
Кроме того, МНС два года внедряло программный комплекс "Единая система учета движения алкогольной продукции", для того чтобы по региональным специальным маркам отслеживать движение алкогольной продукции по регионам. С переходом к новой системе региональные специальные марки будут отменены. Предлагаются различные варианты замены. Например, ходят разговоры, что штрихкоды, которые наносились на региональные марки, будут наноситься на накладные и на федеральные специальные марки. Но, во-первых, для создания системы контроля это бесполезная информация. Во-вторых, сейчас 18 копеек с каждой региональной марки идет на финансирование "Единой системы учета движения алкогольной продукции". В сумме это около 800 млн рублей в год. С отменой региональных марок кроме этих денег исчезнет и финансовая основа для дополнительных проверок качества алкогольной продукции.
—Но, с другой стороны, вполне очевидно, что ситуацию надо менять...
—Я полностью согласен, что региональный сепаратизм на водочном рынке превысил все допустимые нормы. Понятно, что это раздражает участников водочного рынка, особенно крупных. Но нужно решать проблему кардинально. А суть ее заключается не в правильном или неправильном взимании акциза, а в том, что на рынке слишком много игроков. Смотрите сами: в прошлом году из 450 отчитавшихся заводов 200 предприятий произвели меньше 100 тыс. дал. А есть заводы, у которых объемы производства вообще нулевые. На полке просто не хватает места для всей водки. Вот и получается, что мелким производителям выгоднее и дешевле деньги не в ребрэндинг вкладывать, а в конкретного чиновника, который будет не пускать чужую водку в регионе. —
Разговоры о том, что число производителей на рынке будет сокращаться, ведутся уже более десяти лет. А ситуация остается без изменений...
— Во-первых, это не так: число заводов сокращается, и этот процесс идет достаточно быстро. Три года назад число заводов перевалило за 700. Сейчас их почти в два раза меньше. Во-вторых, надо активнее использовать те же инструменты, что и на страховом или банковском рынке. Например, ввести какие-то требования к размеру уставного капитала.
То же самое относится и к акцизным складам. Вот, например, предполагается установить для оптовиков минимальный размер уставного капитала в размере 5 млн рублей. А я бы вообще 10 млн сделал. В этом случае не будет никаких фирм-однодневок. Их просто невыгодно будет создавать.
Дмитрий Добров