Совет федерации России запретил пить пиво на улице
В России | 14.12.2004
Yarmarka.net
Вчера Совет федерации подавляющим большинством голосов одобрил законопроект "Об ограничениях розничной продажи и потребления в общественных местах пива и напитков, изготовленных на его основе", фактически запрещающий употребление пива на улице.
Чтобы компенсировать потери в продажах (на улице выпивается 30 % продаваемого пива), пивоварам теперь придется активнее развивать продажи собственных брэндов в предприятиях общепита. Правда, такие затраты могут себе позволить только крупнейшие компании.
Проект федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) в общественных местах пива и напитков, изготовленных на его основе" предполагает запрет розничной продажи пива и его производных в детских, образовательных, медицинских организациях и на прилегающих к ним территориях, а также несовершеннолетним. Кроме того, закон запрещает распитие пива (в том числе и безалкогольного) на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспорте и других общественных местах, за исключением мест общепита, в которых разрешена продажа пива, а также мест розничной продажи пива в розлив. Закон вступает в силу через 30 дней после его подписания президентом.
По закону президенту на рассмотрение законопроекта отводится две недели. Иными словами, штрафовать за употребление пива на улице милиционеры смогут уже в конце января. К этому времени депутаты пообещали принять поправки к Кодексу об административных правонарушениях, предусматривающие штрафы размером 1МРОТ (100 рублей) за распитие на улице пива и слабоалкогольных коктейлей, а также штрафы для розничной торговли (от 40 до 200 МРОТ), нарушающей закон. Пивовары считают, что сумеют справиться с падением продаж после вступления закона в силу. "Бизнес всегда найдет возможности для того, чтобы не снижать объемы продаж",— говорит вице-президент Sun Inter-brew Ирина Кибина. С этим мнением согласен и директор по маркетингу компании "Балтика" Андрей Рукавишников. Он говорит: "Мы будем предлагать потребителям легальные способы выпить пива".
Наиболее очевидным способом сохранения рынка является развитие продаж разливного пива через рестораны, бары и киоски, за которые может развернуться настоящая война между пивоварами. Победителями в ней выйдут крупнейшие игроки. "Любой ресторан возьмет деньги за поставку пива. У крупных компаний доходы выше, и предложить рестораторам они могут значительно больше",— говорит аналитик Альфа-банка Александр Свинов.
Кроме того, пивовары могут заняться развитием собственных точек общепита. Впрочем, и это доступно далеко не всем. Вячеслав Меркулов, директор по продажам "Очакова" (предприятие является собственником нескольких одноименных ресторанов), отметил, что затраты на открытие в Москве одного ресторана площадью 300 кв. м могут достигать $1 млн. При этом окупаемость проекта составляет восемь-десять лет.
Одним из вариантов решения проблемы может стать создание СП с ресторанными сетями. По такому пути пошла компания Sun Interbrew, заключившая с компаниями "Арпиком" и "Ростик групп" соглашение об открытии ресторанов "Сибирская корона", Staropramen и Beck" s. По словам пресс-секретаря "Ростик групп" Валерии Силиной, при создании подобных СП контрольный пакет акций достается ресторатору, который управляет проектом. Соответственно, инвестиции пивоваренной компании в случае открытия ресторана уменьшаются как минимум вдвое. Но даже в этом случае большинство участников рынка будут испытывать проблемы с финансированием проектов. "$500 тыс.— неподъемные деньги для мелких и средних пивоваренных компаний",— считает представитель Союза пивоваров Александр Троицкий.
Все, на что остается рассчитывать мелким компаниям, это "легкие конструкции", пригодные для использования лишь в теплое время года. Однако и этот сегмент быстро занимают лидеры рынка. Например, "Балтика" минувшим летом практически бесплатно раздала розничным торговцам 3,4 тыс. шатров с символикой компании и оборудование для продажи пива в розлив. Общие затраты компании составили $8 млн.