Комплекс неудачника: Россия даже в выпивке пытается состязаться со Штатами
В России | 20.01.2005
Advertology.Ru
Впервые американцы будут пьянее русских. Пиво, самый популярный алкогольный напиток в Штатах, начал сдавать лидерские позиции. Американцы покупают все больше вина и крепкого алкоголя. В России же все наоборот: наши стали пить пива и слабоалкогольных напитков гораздо больше. В 1995 году пиво было на пике своей популярности, его продажи составляли 59,5% всего алкогольного рынка Соединенных Штатов Америки. Но к 2003 году эта цифра упала до 56,7%.
В 1999 году на долю крепкого алкоголя (в эту группу не входит вино и пиво) приходилось 28,6% рынка в США. К концу 2003 году доля этих напитков на рынке выросла до 29,7%. С вином похожая история: с 12,6% его потребление увеличилось до 13,6%. Итоги 2004 года пока не подведены окончательно, но местные аналитики говорят, что доля крепких напитков вырастет на сопоставимую величину.
Бони Герзог, аналитик Smith Barney Citicorp, уверен, что для пивоваров США наступили не лучшие времена. "Дистрибуторы тревожатся, что пиво стремительно теряет свои позиции и былое предпочтение большинства", – уверен Герзог.
Исследователи выяснили, что подростки и молодые люди стали покупать вино гораздо охотнее, нежели пиво.
Аналитик компании Legg Mason Марк Шварцберг подтверждает, что сегодня более молодые покупатели алкоголя выбирают вино и коктейли, в то время как родители пьют пиво. "Каждое поколение хочет быть не похожим на своих родителей, это естественно и, пожалуй, неизбежно", – объясняет Шварцберг.
Правда не все согласны с этим мнением. Норман Адами, президент Miller Brewing говорит, что единственное, что может действительно нанести урон пивной индустрии, так это плохая работа фирм-производителей, некачественная реклама и плохой пиар, что говорит о не слишком внимательном отношении к потребителю.
Пивовары намерены взяться за ум. Выяснилось, что Anheuser-Busch (производитель самого популярного в Штатах пива Budweiser и Bud Light) планирует в 2005 году вложить дополнительно $30 млн в продвижение и рекламу своей продукции, а в итоге рассчитывает на 150-процентный рост доходов.
Miller Brewing, производитель пива Miller, также обещает увеличить вложения, правда, не раскрывает, насколько.
Но, как показывают исследования, в 2004 году индустрия алкогольных напитков США (опять-таки кроме пива и вина) потратила на рекламу целых $100 млн; если сравнивать с этим показателем прошлый год, то получается, что в 2003 году практически "не потратили ничего", то есть несравнимо меньше, чем раньше сказал Франк Коулмэн, старший вице-президент американского совета по крепкому алкоголю.
В то время как в Америке подростки перешли на более благородный алкоголь, в России дела обстоят совершенно иначе.
Прошедший год был первым в истории России, когда стали употреблять пива и алкогольных коктейлей больше, чем крепкого алкоголя.
Ведь одно только производство крепкого алкоголя увеличилось на 10% (по сравнению с 2003 годом), рост производства пива составляет 15%. В 2003 году в стране было продано пива примерно на $6,5 млрд (против $5,8 млрд в 2002 году).
Итоги 2004 года пока неизвестны, но аналитики ожидают примерно такое же увеличение. Оборот же водочного рынка останется на нынешнем уровне – около $6,2 млрд.
Еще когда подводились примерные итоги 2004 года, директор компании "Браво" (пиво "Бочкарев") Дмитрий Ситников объяснял, что опережающий рост продаж пива обеспечивает именно молодежь. Для этого есть две причины: для молодых покупателей пиво стало имиджевым продуктом, и еще, в отличие от водки, пиво практически не подделывают.
Павел Шапкин, президент Национальной алкогольной ассоциации, объединяющей более 50 организаций – дистрибуторов алкоголя и производителей водки, согласен с заметным ростом доли пива и других легких алкогольных напитков на российском рынке. Только мнение Шапкина таково, что теперь все чаще пиво запивают водкой и, видимо, наоборот, так как возросло не только употребление легкого алкоголя, но и возросло употребление алкоголя в общем.
Ирина Дубицкая, пресс-секретарь компании "Сан Интербрю" ("Клинское", "Сибирская корона", "Толстяк", Stella Artois, Staropramen), подтверждает, что легкий алкоголь сейчас на первом месте. "Структура рынка за последние годы изменилась. Теперь молодежь предпочитает более легкий алкоголь", – говорит Дубицкая.