В армянском коньяке нашли что-то грузинское. У Pernod Ricard приостановили лицензию на торговлю в России
В России | 09.08.2006
Коммерсант
Вчера на официальном сайте территориального управления Роспотребнадзора по Москве появилось сообщение о приостановке лицензии на оптовую торговлю у ЗАО "П.Р.Русь" – российской "дочки" французской компании Pernod Ricard. "П.Р.Русь" – эксклюзивный поставщик в России продукции Ереванского коньячного завода и еще целого ряда мировых алкогольных брэндов.
Участники рынка сразу заговорили о том, что действия Роспотребнадзора могут негативно повлиять на поставки импортного алкоголя, которые едва стали налаживаться после кризиса в начале июля.
Проверка территориального управления Роспотребнадзора по Москве проходила в конце июля. В результате по представлению инспекторов ФНС приостановила лицензии на право оптовой реализации алкогольной продукции у девяти компаний, в том числе и у "П.Р.Русь". Формальная причина приостановки лицензий – "нарушение санитарного законодательства". В одной из пострадавших компаний, "Витаверитас", корреспонденту Ъ рассказали, что инспекторов не устроило отсутствие флюорографического снимка у директора склада, непронумерованные швабры, а также неокрашенные стены. В действительности оптовики могли пострадать и в рамках кампании по борьбе с грузинским и молдавским винами: все фирмы были крупными их импортерами. Pernod Ricard владеет в Кахетии винным заводом GWS, специализирующимся на поставках в Россию. "Витаверитас" – единственный оптовик, который через суд доказал, что Роспотребнадзор не имеет права конфисковывать и уничтожать принадлежащее ему вино.
Впрочем, основную проблему участники рынка видят в том, что "П.Р.Русь" является одним из лидеров в сегменте элитного алкоголя. По данным компании "Бизнес-Аналитика", доля продукции Pernod Ricard на рынке виски составляет в стоимостном выражении около 22%, бренди – около 12,5%, французского коньяка – 12%. На рынке текилы доля компании приближается к 40%.
Наконец, "П.Р.Русь" – эксклюзивный поставщик продукции Ереванского коньячного завода, принадлежащего Pernod Ricard. Компания контролирует 55% российского рынка армянских коньяков. "Это крайне неприятная ситуация,– уверен глава 'ГБ холдинг вин' Сергей Артеменко.– И говорит она о том, что чиновники пользуются кризисом на рынке импортного алкоголя, чтобы заняться вымогательством даже у таких крупных компаний, как Pernod Ricard".
Pernod Ricard владеет, в частности, такими брэндами, как виски Chivas Regal и Jameson, текила Olmeca, ром Havana Club, джин Beefeater, коньяк Martell, шампанское MuMM. Кроме того, компании принадлежит завод GWS (торговая марка "Тамада"), Ереванский коньячный завод (коньяк "Арарат"), а также Иткульский спиртзавод (водка "Алтай"). Оборот компании – более $5 млрд.
Вчера во французском офисе Pernod Ricard не стали комментировать ситуацию вокруг своего российского представительства. В российском представительстве компании Ъ заявили, что у компании есть лицензия и деятельность продолжается в прежнем режиме. Отметим, что, по данным Ъ, российские контрагенты Pernod Ricard еще вчера получили от компании очередные партии алкогольной продукции. Тем не менее, если ситуация вокруг Pernod Ricard не будет разрешена в ближайшее время, это может негативно сказаться на ситуации с поставками импортного алкоголя. После 1 июля, когда вступили в действие новые акцизные марки, с полок полностью исчезли иностранные алкогольные напитки, и, по отзывам розницы, рынок только сейчас начал стабилизироваться. Теперь же на неопределенное время приостановлена лицензия одного из крупнейших оптовиков. "Учитывая специфику работы в России, скорее всего, у Pernod Ricard есть несколько 'страховочных' фирм, через которые можно вести поставки,– говорит гендиректор 'Кристалл-Лефортово' Виктор Алексеев.– Но даже в этом случае розница может пострадать. Договоры на поставку продукции заключаются с, как правило, одной компанией".
Недовольство российских властей могло вызвать и еще одно обстоятельство. Осенью 2005 года группа SPI, принадлежащая предпринимателю Юрию Шефлеру, заключила договор с Pernod Ricard, согласно которому французская компания стала эксклюзивным международным дистрибутором водки Stolichnaya. Более того, SPI ведет переговоры о продаже брэнда Stolichnaya французской компании. В то же время ФКП "Союзплодоимпорт", представляющее интересы России, уже несколько лет пытается в международных судах оспорить права SPI и его дистрибутора на этот брэнд. В последнее время появились сообщения, что Pernod Ricard начала переговоры о заключении мирового соглашения с РФ. Поэтому ряд экспертов не исключили, что нынешние санкции против компании – это попытка надавить на нее в этих переговорах. Впрочем, в SPI эту версию исключили. "Stolichnaya никак не связана с приостановкой действия лицензии,– заявил Ъ заместитель председателя совета директоров SPI Андрей Скурихин,– просто Pernod Ricard не может смириться с фактом того, что ее качественное грузинское вино признали не соответствующим санитарным нормам". С этим мнением согласен совладелец холдинга "Ладога" Вениамин Грабар. "Политические противоречия между Россией и Грузией настолько велики, что по сравнению с ними проблема Stolichnaya яйца выеденного не стоит",– говорит он.