В России появится первая публичная водочная компания
В России | 23.01.2007
УралПолит.ru
Аналитики расходятся в оценках перспектив IPO участника российского алкогольного рынка группы компаний «Синергия». Представители компании заявили СМИ, что намерены разместить осенью 2007 года до 20 % акций на одной из российских бирж и сделать таким образом «Синергию» первой публичной водочной компанией в России.
Аналитик брокерского дома «Открытие» Наталья Мильчакова считает, что группе «Синергия» было бы целесообразнее пойти по пути частного размещения. В противном случае эмитент станет «нишевым игроком далеко не в самом перспективном секторе рынка», – считает Наталья Мильчакова.
Аналитик указывает на сложные условия российского алкогольного рынка, в которых приходится развиваться местным компаниям. «Трудно ожидать высокой и устойчивой рентабельности производства и продаж компании, а также интересных для инвесторов показателей работы группы в условиях, когда внутреннее производство крепкого алкоголя в РФ уже не первый год сокращается, а административный контроль претерпевает кризисные явления, тормозя выпуск продукции и нарушая стабильность рынка», – полагает Наталья Мильчакова.
Между тем аналитик «Финам» Владислав Кочетков гораздо более оптимистичен в оценке успешности IPO группы «Синергия». Он уверен, что группа все же достаточно диверсифицирована для того, чтобы снизить риски деятельности в крепкоалкогольной сфере. К тому же группа существенно улучшила свой портфель активов в 2006 году, осуществив несколько интересных приобретений действующий предприятий, а также поработав над выводом новых марок продукции. Тем не менее, он не уверен, что компания успеет подготовить IPO к осени 2007 года.
«Для выхода на IPO «Синергии» потребуется не менее года, и даже при этом успех размещения будет определяться в значительной мере последовательностью государственных решений в отношении алкогольного рынка», – отметил аналитик. По оценкам В.Кочеткова, потенциально капитализация «Синергии» по итогам размещения составит 300–350 млн. долл. Таким образом, IPO на 20% акций может принести компании 60–70 млн. долл. Напомним, что совокупная выручка холдинга в 2005г. превысила 6 млрд. руб. (более 220 млн. долл.), а за девять месяцев 2006 г. составила 5,8 млрд. руб. (прирост 75 % к аналогичному периоду 2005 г.). Данные по итогам 2006 г. пока не приводятся.
Эксперты, анализирующие алкогольный рынок, также настороженно относятся к IPO-инициативам участников рынка, хотя при этом не теряют надежды, что кому-то из них удастся осуществить такой шаг. Так, эксперт совета по акцизной политике Госдумы Марина Петрухина отмечает, что самое сложное для компаний рынка крепкого алкоголя – это обеспечить прозрачность своей деятельности в силу пока высокой коррумпированности властных, контролирующих структур, с которыми серьезным образом связаны компании данного сектора экономики. К тому же вскоре для участников этого рынка может появиться и дополнительный риск – это обсуждаемая государственная монополия даже на розничные продажи алкогольной продукции.
Между тем большинство опрошенных РБК аналитиков банковского сектора отказываются от каких-либо комментариев в отношении данного IPO, объясняя это непрозрачностью алкогольной сферы и отсутствием прецедентов IPO компаний – производителей алкоголя.
Отметим, что об IPO среди российских и украинских компаний, зарабатывающих часть своего дохода на рынке крепкого алкоголя, заявили в течение последних двух лет ГК «ОСТ», «Русский стандарт», «Союз-Виктан», «Хортица» («Имидж-Холдинг», ТД «Мегаполис»). Однако до сих пор ни одна компания не осуществила эти планы.
Для справки: Холдинг «Синергия» создан в декабре 1998 года. Основные акционеры – председатель правления ОАО «Синергия» Александр Мечетин (63 % акций) и сенатор Валентин Завадников (33 %), еще по 2 % – у председателя совета директоров Николая Белокопытова и члена совета Сергея Молчанова. В холдинг входят «Уссурийский бальзам» (Уссурийск), ликеро-водочный завод «Хабаровский», Пермский винно-водочный завод «Уралалко» (Пермь), «Алвиз» (Архангельск), «Роом» и спиртзавод «Чугуновский» (Нижний Новгород), сеть розничных алкогольных магазинов «Винные лавки Саввы Водочникова», а также ряд производителей продуктов питания.
На февраль 2007 года намечен запуск программы CLN группы «Синергия» на 75 млн. долл., которая будет направлена на реструктуризацию текущих кредитных отношений компании и продолжение финансирования роста. Организатором СLN-программы выступает «Ренессанс Капитал».