С пивом в России напряженка
В России | 11.04.2003
Yarmarka.net
Все последние годы пивоварение было безусловным лидером промышленного роста не только в пищевой промышленности, но и во всей российской экономике. Достаточно сказать, что в 2002 г. отечественные предприятия выпустили пива в 2.2 раза больше, чем в самые благополучные советские времена. В отрасль пошли крупные инвестиции, пивоваренные компании начали вкладывать немалые средства в развитие собственной сырьевой базы — производство ячменя, солода, хмели.
Более того — произошло вообще из ряда вон выходящее: российское пиво пошло за границу. Однако, по мнению специалистов пивоваренной промышленности, и в этом сегменте вскоре может начаться стагнация. И первый звонок уже прозвучал. Согласно данным Госкомстата, в январе—феврале 2003 г. производство пива упало по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 6,3%. Причем подобный сценарий отмечается впервые за последние несколько лет. Серьезно упали и годовые темпы промышленного роста. Если, например, в 1999 г. объем производства янтарного напитка в России увеличился более чем на треть по сравнению с 1998 г., то в 2003 г. ожидаемый рост не превысит7% (см. таблицу). Пивовары утверждают, что падение темпов развития является прямым результатом государственного регулирования отрасли.
Например, самым неприятным следствием повышения акцизов на пиво является резкое снижение инвестиций. Так крупнейший российский производитель пива — компания "Балтика" — объявила о сокращении инвестиционной программы в 2003 г. на 33%, тогда как в 2002 г. объем инвестиций по сравнению с 2001 г. был увеличен на 90%. Предстоят также серьезные структурные изменения нынешних планов развития производства. В частности, до половины вложений решено направить не на создание и реконструкцию производственных мощностей, а на закупку собственных железнодорожных вагонов и строительство складских центров.
Как пояснил "Фокусу" руководитель пресс-службы компании Алексей Кедрин, это непростое решение продиктовано тяжелой ситуацией в пивоваренной отрасли. Как известно, с 1 января акциз на пиво увеличен на 15%, а с учетом поправки на инфляцию размер ставки вырастает до 25%. К этим дополнительным расходам следует добавить выросшие тарифы на энергоносители, коммунальные услуги, воду, грузовые железнодорожные перевозки. К тому же установлены высокие ввозные таможенные пошлины на алюминиевую тару для упаковки пива — 40 евро за 1000 алюминиевых банок. "Российская алюминиевая промышленность пока не способна произвести нужное количество алюминиевых банок, —считает Алексей Кедрин. — По нашим подсчетам, сегодня требуется 3 млрд банок, а наши алюминщики могут сделать только половину этого количества". В результате себестоимость пива выросла настолько, что инвестиционные программы пришлось существенно урезать.
Налоговая и тарифная политика государства привела пивоваренную отрасль к серьезному сокращению оборотных средств. Последствия этого могут быть самыми плачевными. Как пояснил "Фокусу" руководитель исполнительного секретариата Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов, технологическая особенность производства пива заключается еще и в том, что для поддержания нормального рабочего цикла необходим не менее чем трехмесячный запас сырья. Недостаток оборотных средств не позволяет сделать необходимые запасы ячменя, солода, хмеля, что приводит к нарушениям технологии и падению качества напитка. "Каждый год акциз увеличивается, производитель платит все больше и больше, — говорит Вячеслав Мамонтов. — Сначала ставку увеличили на 12%, в этом году еще на 25%. Объем чистой прибыли падает, инвестиции сокращаются".
По данным Союза российских пивоваров, средняя рентабельность на российских пивоваренных заводах упала в настоящее время до 7%. "Наша отрасль состоит не только из гигантов, которые являются частью транснациональных корпораций и неплохо держатся на плаву, — подчеркнул в разговоре с "Фокусом" Вячеслав Мамонтов. — Около 300 региональных мелких и средних пивных заводов находятся на грани выживания". Отсутствие возможностей для развития и высокая конкуренция на рынке пива привели к тому, что в 2002 г. прекратили свое существование 15 пивоваренных заводов. В 2003 г. ожидается дальнейшее падение темпов роста некогда самого динамичного сектора пищевой промышленности. Несмотря на то что гиганты планируют введение а строй новых мощностей, производство пива в целом по отрасли увеличится незначительно. А значит, пивоварение — флагман российской пищевой отрасли — может в скором времени уступить свои позиции.
Валерий Виркунен (virkunenv@russianfocus.ru)