Российская ресторанная сеть, телекоммуникационная компания и интернет-портал предлагают новый сервис
В России | 28.05.2004
Yarmarka.net
Российская ресторанная сеть, телекоммуникационная компания и интернет-портал вместе с несколькими примкнувшими к ним продавцами компьютеров предлагают новый сервис: беспроводной (Wi-Fi) и бесплатный доступ к интернету для посетителей ресторана. Концессионеры понятия не имеют, что выйдет из этой затеи в смысле бизнеса, однако откровенно довольны собой и своим проектом. Публика тоже не против прогресса и живо интересуется новшеством.
Все так же, как и в других странах.
Wi-Fi — одна из немногих сегодняшних технологий, готовых к промышленному применению и обещающих серьезные изменения нашей жизни. Беспроводной доступ к электронной почте и WWW с помощью мобильного компьютера позволяет пользователю избавиться от пуповины, соединяющей его с Сетью.
В 1971-м на родине Билла Гейтса, в Сиэтле — городе, которому вместе со своим предместьем Редмондом вскоре предстояло стать центром американской индустрии программирования — открылось первое кафе сети Starbucks Coffee Company. Через 30 лет, в 2001-м, таких заведений было уже без малого пять тысяч: заведения под темно-зеленой вывеской "Starbucks" в Штатах встретить легче, чем у нас "бигмачницу".
Тогда же, в 2001-м, в "старбаксах" появились зоны беспроводного доступа к интернету (т.н. хотспоты, подробнее см. "Известия" от 19 мая). Интернет-бум еще не кончился, и компании возникали одна за одной. Как следствие, дорожали офисы. И тут выяснилось, что благодаря Starbucks офис можно не снимать вовсе: дневная "аренда" столика обходится в цену нескольких чашек кофе, и еще несколько долларов стоит цифровая связь. Открывай ноутбук и работай, предварительно получив (купив) у официанта пароль для входа в беспроводную сеть. Посетителей стало больше, и мало кому известная тогда технология Wi-Fi зарекомендовала себя в ресторанном деле наилучшим образом.
В Москве хотспоты будет строить "Ростик Групп" (владеет ресторанами "IL Patio", "Американский бар и гриль", "T.G.I. Fridays", "Планета суши" и другими). Валерия Силина, директор компании по связям с общественностью, о Wi-Fi проекте Starbucks говорит как о вдохновляющем примере, чей опыт анализировался. Однако аналогия с "Ростик Групп" уместна едва ли. Одно дело сеть недорогих закусочных, другое — рестораны в одном из самых недешевых городов мира. Доступ к интернету отдельным пунктом меню поэтому фигурировать не будет. Услуга бесплатна для любого гостя с ноутбуком или карманным компьютером, поддерживающим беспроводной стандарт Wi-Fi.
Канал связи и оборудование для создания хотспотов предоставляет компания "Таском", член совета директоров которой Сашо Веселински считает уникальной используемую бизнес-модель: ресторатор ничего не берет с клиентов, но оплачивает провайдеру их трафик, извлекая свою выгоду из увеличения числа посетителей. Идея, однако, не нова. В Москве, помимо заведений "Ростик Групп", уже есть рестораны с бесплатным Wi-Fi для гостей.
Интересно другое. "Таском" оборудовала хотспоты (с платным, как в Starbucks, доступом) в московских кофейнях "Шоколадница", о чем корреспондент "Известий" с удивлением узнал лишь в разговоре с г-ном Веселински. Тут есть проблема общего свойства. Добыть достоверную информацию о расположении зон беспроводного доступа в нашей столице — задача нетривиальная. В отличие от западных стран, у нас такие зоны пока не обозначают специальными знаками и не вносят в каталоги справочных служб. Кое-какие сведения можно получить разве что на wi-fi.org, но полнотой они отличаться не будут.
С проектом "Ростик Групп" и "Таском" в этом смысле дело обстоит гораздо лучше благодаря участию Яндекса. Новый сервис даже называется "Яндекс.Wi-Fi". Поскольку ни один российский пользователь Сети стартовой страницы Яндекса не минует, постольку список ресторанных хотспотов станет неизбежно известен "целевой аудитории" проекта, а именно — тем, кто готов обедать с вилкой в одной руке и "мышью" в другой.
О Яндекс.Wi-Fi сетевой общественности стало известно до появления первых официальных сведений. Некоторое время не отлаженная еще страница wi-fi.yandex.ru была так называемым backdoor — черным ходом, адресом, который не должен быть никому известен, но тем не менее существует и позволяет кое-что подсмотреть. Эта ссылка гуляла по Рунету. Ее пересылали друг другу с комментарием вроде "посмотри, чего Яндекс удумал".
Зачем участие в проекте потребовалось Яндексу, который, в отличие от "Ростик Групп" и "Таском", непосредственной прибыли здесь не извлекает? Глава компании Аркадий Волож говорит, что это принесет Яндексу дополнительную известность — таков рациональный мотив участия в деле. И вообще Wi-Fi настолько удобная и привлекательная штука, что строительство хотспотов ошибкой быть не может. В рамках проекта до конца года в ресторанах "Ростик Групп" планируется создать сотню зон беспроводного доступа.
Насколько проект окажется выгоден, с какими проблемами функционирования зон Wi-Fi предстоит столкнуться, компании-участники пока не знают. Через полгода накопленный опыт будет проанализирован, и тогда будущее Яндекс.Wi-Fi станет определеннее.
Андрей Анненков