Противоречивые итоги слабоалкогольного года
В Украине | 02.02.2005
Аналитик
В 2004 году рост производства слабоалкогольных напитков в Украины составил 16,1%, что является совсем неплохим показателем для стабильного рынка. Но рост производства сопровождался минимальным ростом потребления, и стремительным сокращения числа компаний, способных реально конкурировать на рынке.
Период бурного роста на слабоалкогольном рынке сменился застоем, непонятным для столь молодого рынка. Более того, нам необходимо сильно скорректировать первоначальные оптимистические прогнозы относительно суммарной емкости рынка. Ориентируясь на показатели соседней России, мы предполагали, что емкость рынка может достигать 8 – 9 млн. дал в год. Однако производство 2004 года замерло на отметке чуть больше 6 млн. дал, и превысило внутренней потребление (опять следует констатировать, что в прошедшем году отечественная слабоалкоголка неплохо продавалась в России).
Зримой демонстрацией стагнации стали итоги работы отдельных компаний. Лишь "Оболони" удалось удержать производство на уровне 2003 года (естественно, существенно более низкое, нежели в 2002 году). Остальные, включая "Союз-Виктан", просели.
Только "Алкотрейду" удалось более, чем в три раза увеличить выпуск слабоалкоголки "Шейк", и фактически в одиночку обеспечить рост украинского производства в целом. Собственно, благодаря этому рывку "Алкотрейд" стал безоговорочных лидером слабоалкогольного рынка, а "Шейк" - самой популярной маркой (в денежном выражении).
Несколько стартов новых продуктов, имевших место в этом году, что называется "не порвали" рынок.
Интересно, что соседняя Россия продолжает переживать слабоалкогольный бум. Там в этом году, как и в прошлом появилось несколько новых успешных проектов, да и объемы потребления стабильно растут.
Трудно сказать, почему рынок слабоалкогольных напитков Украины так резко "стал". В качестве главной причины можно назвать активизацию усилий пивоваров, которые нарастили продажи не в последнюю очередь за счет возвращения позиций, временно занятых слабоалкоголкой.
Не исключено также и то, что потребительский ресурс слабоалкогольного рынка – это города, причем крупные. И этот ресурс был достаточно быстро исчерпан. Среднеценовой сегмент слабоалкогольного рынка, похоже, вчистую проигрывает конкуренцию пиву в "глубинке". А главный нижнеценовой производитель – "Оболонь" не очень стремиться наращивать там свое присутствие в ущерб своему пиву.
Интересно, что если это предположение верное, то текущие лидеры смогут сохранить свои позиции в течении достаточно долгого времени, поскольку крупномасштабный старт стоит весьма дорого, и вряд ли оправдается продажей 1,2 млн. условных бутылок в месяц (это при хороших раскладах, если компании удастся быстро завоевать не менее 9% рынка).
Сегодня ведущие компании продают за месяц куда больше водки, с совсем другой рентабельностью, и в связи с этим возникает резонный вопрос, имеет ли им смысл входить в новый рынок, со значительными стартовыми затратами, и без гарантированного успеха.
Исходя из этих соображений, можно предположить, что рынок будет продолжать стагнировать. Но, с другой стороны, пример схожего с нашим рынка слабоалкогольных напитков России показывает, что потенциал этой группы, как ниши алкогольного рынка еще далеко не исчерпан, и, в принципе потребление может расти, если будут предприниматься дополнительные усилия по раскрутке слабоалкоголки, как категории, с подчеркиванием ее конкурентных преимуществ перед пивом, водкой или вином.
Опять же, будет этим кто-то заниматься или нет, сказать достаточно сложно.
В ближайшее время в нашем журнале вы сможете прочитать подробный анализ итогов прошедшего года для слабоалкогольного рынка.
А. Филановский