Киевский пивзавод "Славутич" будет лить "Балтику"
В Украине | 18.11.2005
RBCdaily.ru
Лидер российского пивного рынка планирует начать производство своих марок на украинском «Славутиче» уже в январе 2006 года. Вчера украинская пивоваренная компания «Славутич» сообщила, что в январе 2006 года начнет на мощностях своего киевского завода производство марок российской «Балтики».
Таким образом российская компания рассчитывает укрепить свои позиции на украинском рынке и снизить издержки. Однако известие об этом не испугало украинских производителей, которые уверены в сохранении сегодняшней расстановки сил на рынке. Аналитики же полагают, что возможна и дальнейшая интеграция лидера российского пивного рынка с украинскими коллегами.
Группа компаний «Славутич» объединяет ОАО «Пиво-безалкогольный комбинат "Славутич"» и киевский пивзавод «Славутич». В этом году компания провела реконструкцию, что позволило увеличить мощность киевского завода cо 120 до 200 млн литров в год. Группа «Славутич», как и «Балтика», является активом скандинавского Baltic Beverages Holding (BBH), который на Украине также владеет ОАО «Львовская пивоварня». В январе 2005 г. ПБК «Славутич» и пивоваренная компания «Балтика» (Россия) подписали договор, по которому украинское предприятие получило эксклюзивное право на дистрибуцию пива торговой марки «Балтика» на территории Украины. На «Славутиче» сообщили, что BBH стоит на Украине на втором месте после Sun Interbrew. Компания же «Оболонь» считает, что по итогам работы за восемь месяцев 2005 года это место занимает она. По ее данным, доля «САН Интербрю Украина» на украинском рынке составила 35,2%, самой «Оболони» – 25,4%, «ВВН Украина» – 17,6%, компании «Сармат» – 13,6%.
Как сообщили в ОАО «Пиво-безалкогольный комбинат «Славутич», по договоренности с «Балтикой» в эксклюзивном порядке на киевском пивоваренном заводе «Славутич» будут выпускаться марки «Балтика № 3» и «Балтика № 5» в стеклянных бутылках и алюминиевых банках объёмом 0,5 л. «Перед началом лицензионного производства специалисты «Балтики» провели полную проверку нашего производственного цикла и остались удовлетворены уровнем наших технологий и качеством сырья», – прокомментировали RBC daily в «Славутиче». В следующем году компания планирует произвести не менее 2,5 млн дал пива ТМ «Балтика» на производственных мощностях киевского пивоваренного завода «Славутич». По оценкам компании, в 2005 г. импорт различных марок «Балтики» составит порядка 3 млн дал, а в 2006 г. вместе с импортом на украинском рынке будет продано около 4 млн дал пива ТМ «Балтика». В самой «Балтике» вчера добиться комментариев по украинскому проекту не удалось.
По мнению же аналитиков, решение о выпуске марок «Балтики» лоббируется руководством крупнейшего акционера «Балтики» и «Славутича» – холдингом BBH. «Наряду с такими марками, как «Львовское без фильтрации», «Славутич Красное», «Славутич Вайс», «Портер» и «Туборг Грин», BBH планирует продвигать на рынке и «Балтику», доказавшую свою востребованность на схожем по потребительским предпочтениям российском рынке», – прокомментировал RBC daily аналитик ИК «ФИНАМ» Владислав Кочетков. Он отмечает, что продукция «Балтики» стоит недорого и ее потребители чувствительны к изменению цены. Местное же производство позволит снизить себестоимость продукта на 10-15% (речь идет, прежде всего, об экономии за счет логистики). «У «Балтики» очень низкий показатель себестоимости продукции, поэтому, возможно, «Славутич» не сможет продемонстрировать такие же», – отмечает аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Красноперов.
Кроме того, по мнению аналитиков, начало производства на Украине поможет «Балтике» также заметно укрепить свои рыночные позиции. Аналитик ИК «ФИНАМ» Владислав Кочетков отмечает, что сейчас BBH занимает более 22% украинского пивного рынка, а запуск производства «Балтики» на Украине позволит увеличить рыночную долю холдинга на 4-6%. «Это позволит BBH приблизиться к Sun Interbrew, укрепив свои позиции второго игрока на украинском рынке, а также увеличить отрыв от другого крупного игрока – «Оболони», так как этот разрыв сейчас очень небольшой», – прокомментировал он RBC daily. Михаил Красноперов не согласен с этим утверждением. «На уровень продаж это не повлияет, – отмечает он. Это лишь снижение затрат на транспортировку, а продажи можно увеличить лишь активным продвижением продукции». Конкурентов не слишком пугают планы российской компании. В компании «Оболонь» RBС daily сообщили, что не будут делать прогнозов. «Позиции нашей компании достаточно сильны, чтобы не бояться шагов конкурентов. «Оболонь» продолжает увеличивать свою долю на рынке – в этом году она превысила 25%», – отметил представитель компании.
По мнению экспертов, начало производства на «Славутиче» может быть лишь второй, после решения о дистрибуции, ступенькой в интеграции работы двух компаний. «Славутич» и «Балтика» имеют двусторонние договора по производству и логистике, – отмечает начальник аналитического управления «МДМ-Банка» Ким Искиян. – Думаю, интеграция будет продолжаться, в той степени, насколько это будет экономически обосновано. С учетом географической и экономической близости России и Украины вполне возможно, что некоторые регионы Украины будет обслуживать российское подразделение BBH, а часть прилегающей к Украине российской территории – украинские компании». Однако, отмечает г-н Искиян, прогнозировать слияние таких двух сильных брендов, как «Балтика» и «Славутич», нельзя. По мнению Владислава Кочеткова, теоретически такое объединение возможно, но оно мало что даст BBH и при этом потребует определенных затрат. «Cкорее всего никакого объединения не произойдет, так как портфели брендов этих компаний совпадают лишь в небольшой степени, а предприятия ориентируются, прежде всего, на свой внутренний рынок и имеют собственную дистрибуцию», – утверждает г-н Кочетков.
Однако размещение производства в Казахстане и на Украине расценивается аналитиками как начало новой тенденции. Ким Искян отмечает, что «Балтика», усилив позиции в ближайших странах, может активизироваться и на более отдаленных территориях. «В Казахстане акционеры «Балтики» планируют увеличить возможности принадлежащего им завода «Ак-Нар» с 10 млн до 21 млн дал в год. Кроме того, ВВН владеет четырьмя заводами в Прибалтике, на которых также могут производиться бренды «Балтики», – рассуждает Владислав Кочетков. – Другое дело, что эти марки, скорее всего, будут востребованы только среди русскоязычного населения и вряд ли смогут занять на местном рынке больше 1,5-2%». Запуск в Прибалтике производства «Балтики» может рассматриваться только как шаг по диверсификации портфелей брендов местных заводов.
Елена Желобанова