Спирт, спирт, спирт…
В Украине | 21.01.2003
Proua.com
Алкоголь – это зло. Но наживаться на этом зле может только государство, а не разные "подпольщики", пытающиеся отнять у казны доходы. В центре внимания по-прежнему остается подписанный президентом Украины незадолго до Нового Года, Указ «О мерах по внедрению государственной монополии в сфере обращения спирта, алкогольных напитков и табачной продукции».
Согласно указу, производители алкоголя обязаны делать заблаговременные, на год вперед заявки на объемы производства и использования спирта, аргументируя конкретную необходимость заявленного его количества, а также указывая направление и способы его использования. В соответствии с этими заявками и с учетом наличия или отсутствия задолженности того или иного предприятия перед бюджетом, правительство будет распределять квоты на производство спирта.
При всем разнообразии оценок этого указа, ни у кого не вызывает сомнение то, что он, по-первых, преследует две цели: упорядочить оборот спирта в стране путем уменьшения его теневой составляющей, а, во-вторых, является составной частью комплекса мероприятий руководства страны, направленных на наполнение бюджета за счет торговли высоколиквидными товарами, к которым и относятся ликеро-водочные и табачные изделия. Как сообщает «Интерфакс-Украина», Кабинет министров поставил перед Государственной налоговой администрацией задачу во что бы то ни стало обеспечить прирост поступлений в госбюджет от торговли алкоголем и табаком.
По подсчетам «Укрспирта», объем национального рынка алкогольной продукции оценён в $30-35 млрд в год, из которых более 40% приходится на теневой оборот. Что касается водки, то запросы населения на нее на две трети удовлетворяются нелегальными производителями, использующими в качестве сырья спирт, идущий по льготным акцизам. Известно, что на Украине до сих пор существовали три ставки акцизного сбора на спирт: "водочная" (16 грн за литр), «медико-фармацевтическая» (12 копеек) и «парфюмерная» (1,2 грн). Поскольку, по данным того же «Укрспирта», половина выпускаемого в Украине спирта реализуется по льготным ставкам, именно его использование в производстве водки обеспечивает сверхрентабельность и стойкость теневого бизнеса.
Поэтому одним из новшеств нового указа является введение схемы векселей, которая призвана отследить применение «льготного» спирта по назначению. Для получения «огненной воды» необходимо направить в банк налоговый вексель на сумму акцизного сбора, начисленного на объем получаемого груза. При этом вексель будет считаться погашенным только в случае документального подтверждения факта использования спирта на изготовление заявленных парфюмерных либо лекарственных товаров. Подтвердить его предприятиям, которые используют "парфюмерный" или «лекарственный» спирт для производства алкогольных напитков, проводя его через фиктивные фирмы, будет довольно трудно.
Кроме того, еще в ноябре 2002 года были приняты поправки к существующему Закону «Об акцизном сборе», предусматривающие повышение акцизных ставок на нефтепродукты, пиво, табак, а главное - на спирт. Поправки вступили в действие с начала 2003 года. Согласно одной из них, вместо трёх прежде существовавших ставок вводятся две: «водочная» (16 грн за литр) и для производства других групп товаров (2 грн за литр).
Ожидаются также значительные изменения в системе акцизных марок. По заявлению специалистов ассоциации «СОВАТ», занимающейся голографической защитой продукции, новые марки будут более информативными. В частности по дизайну марки можно будет определить страну-изготовителя, крепость напитка, литраж тары. По оценкам тех же специалистов «СОВАТ», голография обойдётся предприятиям в 600 млн. гривен.
Впрочем, скептики видят в последних шагах президента и парламента, направленных на упорядочение спиртового рынка, ряд недостатков. Так, Алексей Филановский, эксперт интернет-издания "Аналитик" занимаюшегося проблемами алкогольной промышленности, считает, что, по большому счету, предлагаемых в указе мер недостаточно для того, чтобы перекрыть льготные лазейки для использования спирта по заниженной акцизной ставке. Кроме того, при распределении предусмотренных указом квот возможны злоупотребления со стороны чиновников, которые могут распределять их по своему усмотрению – в зависимости от того, кто больше даст.
Специалисты считают, что гораздо эффективнее было бы вообще отменить акцизные льготы, то есть, не делать разницы между медицинским, парфюмерным и водочным спиртом. Однако, в этом случае повышение цен на лекарства и спиртосодержащую косметику будет уже неизбежно.
Что эти нововведения принесут потребителю? В общем-то, ничего. В том смысле, что, как обещают авторы нововведений, цены на конечную продукцию не изменятся. Во всяком случае, любители крепких напитков до января 2004 года, когда ставка акцизного сбора на «водочный» спирт поднимется до 17,4 грн за литр, могут не беспокоиться.
Опасения вызывает разве что вероятность небольшого повышения цен на спиртосодержащие лекарства, вследствие повышения акцизной ставки на медицинский спирт с 12 копеек до 2 грн. за литр. Однако, думается, и здесь мало что изменится. Возьмём, к примеру, настойку пустырника. Стоимость спирта, содержащегося в пузырьке, составляет 5 коп, с новым акцизом стоимость возрастёт до 8 коп. Но отпускная цена лекарственного средства не зависит от количества спиртсодержащего вещества. К тому же, производители лекарств на сегодняшний день освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость. Правда, лекарства от этого дешевле пока не стали.
Ну, а что касается выгоды для государства, то реальные результаты от парламентских и президентских новаций в виде денежных поступлений на доходные счета Государственного казначейства Украины ожидается увидеть не ранее конца этого года. По различным оценкам Кабмина, приблизительная прибыль составит от 300 млн до 1 млрд грн. Что ж, выглядит довольно заманчиво, особенно для покрытия половины бюджетного дефицита страны, определённого для 2003 года в более чем 2 млрд грн.