Лариса Шимчук: «Украинские виноделы вынуждены всерьез задуматься о будущем»
В Украине | 03.04.2009
Новый мост
В условиях кризиса многие эксперты прогнозируют падение спроса на вино, поскольку оно не является продуктом первой необходимости. В самой винодельческой отрасли сейчас происходит ряд противоречивых процессов, прокомментировать которые мы попросили одного из экспертов украинского виноделия – Ларису Шимчук. Директор по производству Первого национального винодельческого холдинга (г. Днепропетровск) не нуждается в представлении благодаря более 30 годам работы на ключевом предприятии крымского виноделия, участию в жюри международных дегустационных конкурсов, Центральной дегустационной комиссии при Министерстве аграрной политики Украины. Ее заслуги отмечены на самом высоком уровне, свидетельством чему стала последняя президентская награда и звание «Заслуженный работник промышленности Украины».
В СМИ вас называют буквально «создателем вин INKERMAN». Почему было принято рискованное решение выпускать на Инкерманском заводе именно сухие вина? Ведь известно, что в Украине и сейчас популярностью пользуются десертные и полусладкие вина, а также портвейны.
За время работы на Инкерманском заводе марочных вин и, позже, в корпорации «Логос», я принимала участие в создании более 30 наименований марочных вин и Коллекции молодых вин от TM INKERMAN. Это, действительно, практически весь сегодняшний основной ассортимент и довольно известные марки вина.
В советские времена большую часть ассортимента продукции Инкерманского завода марочных вин занимали крепленые марочные вина. Однако, в 1985 году, с началом так называемой «борьбы с пьянством», ориентация завода на доминирование сухих марочных вин в линейке продукции позволила предприятию выжить в тех непростых условиях. В итоге мы стали первыми в Украине, кто специализируется на производстве сухих марочных и выдержанных вин, и сейчас уверенно занимаем свою нишу на отечественном рынке. Тем более что популярность сухих вин сейчас значительно выросла – наряду с полусладкими. Чего не скажешь о портвейнах и десертных винах, потребление которых в Украине и странах СНГ резко снижается.
Вы являетесь членом экспертного совета Центральной дегустационной комиссии при Министерстве аграрной политики. Можете рассказать, как проводятся дегустационные конкурсы в Украине и каков их уровень в сравнении с европейскими?
Можно назвать ряд украинских дегустационных конкурсов, которые проводятся действительно профессионально и на высоком уровне. Я неоднократно работала членом жюри в дегустационных конкурсах Союза виноделов Крыма, за рубежом – в Москве, Санкт-Петербурге, Праге – и могу с уверенностью сказать: эти конкурсы действительно соответствуют европейским стандартам. Главный принцип всех таких конкурсов – слепая дегустация: члены жюри дают оценку продукту, не зная его наименования, а сама процедура проходит в закрытой дегустационной комнате с электронной системой обработки результатов.
В то же время, существует ряд конкурсов, которые проводятся на коммерческой основе. Соответственно, степень их объективности вызывает сомнения. В этих мероприятиях я не участвую и считаю, что такие конкурсы должны быть запрещены. Чем объективнее дегустационная оценка, тем выше авторитет конкурса, тем легче ориентироваться по качеству производителей.
Сейчас активно обсуждается тема законодательного закрепления минимальной цены на вино. Как вы считаете, какой может быть допустимая минимальная цена на вино и чем она обусловлена? Насколько проблема некачественных вин сейчас актуальна для Украины?
Я считаю нынешние инициативы по введению минимальной розничной цены на вино очень своевременными, особенно в условиях кризиса и падения покупательской способности населения. Если говорить о рынке фальсификата, то сейчас его нужно искать в сегменте вин, стоящих 7, 8, 9 грн. Не может натуральное вино, изготовленное в соответствии со всеми необходимыми технологическими стандартами, иметь для конечных потребителей такую низкую цену.
На мой взгляд, минимальная цена на сухие и полусладкие вина должна быть в диапазоне 13–14 грн. Если говорить о крепленых и десертных винах, то она должна быть выше еще на 1,5–3 грн.
11 марта в Киеве, во время круглого стола на тему «Раскол украинских производителей вин. Необходимые шаги для сохранения отрасли» помимо Сергея Петренко, главы Ассоциации виноградарей и виноделов Украины, идею введения минимальных цен на вино не поддержал также представитель Министерства аграрной политики Михаил Агафонов.
Я не знаю, какую точку зрения высказывал каждый из представителей на этой конференции – это их право вступать в дискуссию. Я же высказываю свою точку зрения как представитель отрасли, который ежедневно видит четкую калькуляцию продукта, статьи расходов, стоимость комплектующих и вспомогательных материалов в ценообразовании вина в процессе производства. Я вижу, сколько сейчас стоит качественный виноматериал, нормальная бутылка для вина, качественная корковая пробка и этикетка.
Не может сегодня быть натурального виноматериала, особенно красного, цена которого ниже 20 грн. за декалитр. Ни для кого не секрет, что до 2008 года, когда собрали хороший урожай винограда, на рынке был дефицит виноматериала. При этом производство вин росло. Отдельные предприятия из разных регионов Украины покупали так называемую «выжимку» – отходы после переработки виноматериала, которые когда-то направлялись на утилизацию, а сейчас используются в качестве удобрений на полях. Затем вода, сахар и лимонная кислота делают свое дело – не секрет, что из такого сырья изготавливаются «вина». О какой натуральности и качестве может идти речь при такой технологии? Если бы в Украине существовала Алкогольная инспекция, как это было в СССР, выявить такую продукцию не составило бы труда – факта покупки «выжимки» было бы достаточно для закрытия предприятия.
Сейчас все говорят о позитивном влиянии высокого курса доллара на экспорт и, соответственно, негативном – на импорт. Насколько реально в таких условиях увидеть, наконец, украинские вина в супермаркетах стран ЕС, а не только России?
Мы можем говорить как о позитивном, так и негативном влиянии нынешнего курса доллара. Если не брать во внимание виноматериалы, которыми мы полностью обеспечены (хотя некоторые винодельческие предприятия вынуждены покупать их за рубежом по высокой цене), то сейчас в связи с курсом доллара значительно выросла цена на ряд других комплектующих. Это корковая пробка, термоусадочный колпачок, качественная специальная бумага для этикеток – они подорожали на 80–90%. Все это приводит к повышению цены конечного продукта и является следствием негативного влияния нынешнего нестабильного курса доллара.
С другой стороны, мы действительно получили хорошие внешнеэкономические условия для расширения экспортных направлений. Сейчас уже нельзя ограничиваться только Россией. В 2009 году мы будем стараться отправлять даже минимальные опытные партии на рынки ЕС, чтобы о нас узнали, с нашими винами познакомились потребители стран Западной Европы. Сейчас мы хотим принять участие с винами INKERMAN в международных конкурсах под эгидой Международной организации винограда и вина, а также пройти процедуру сертификации в странах Евросоюза.
Наша задача – и я считаю, мы ее выполняем в полной мере, – чтобы вина INKERMAN полностью соответствовали европейским вкусам. Сегодня у предприятий ПНВХ около 6 тыс. га собственных виноградников, мы из года в год увеличиваем инвестиции в их расширение, закладываем новые сорта на рыночную перспективу, внедряем новые технологии и оснащаем современным оборудованием предприятия холдинга. Поэтому, несмотря на временное затишье в связи с кризисом и нестабильной курсовой политикой, мы решаем вопрос адаптации и работы в условиях ВТО на внутреннем рынке и рынках ЕС.