Евросоюз отстаивает право шведов пить водку и вино в любом количестве
В мире | 24.10.2003
Известия.Ру
Европейская комиссия подает в суд на Швецию. Руководящий орган ЕС обвиняет шведское государство в том, что оно нарушает один из важнейших принципов альянса - право на свободное передвижение товаров и услуг. А именно - запрещает своим подданным ввозить спиртные напитки из других стран ЕС в неограниченном количестве. На грядущий судебный процесс шведы реагируют по-разному. Если представители государственной компании "Систембулагет", обладающей монопольным правом на производство и продажу алкоголя, громко сетуют на то, что мол Швецию хотят осудить за стремление ограничить доступ населения к спиртному, то большинство шведов довольно потирают руки.
В данном конкретном случае их симпатии на стороне не родного Стокгольма, а далекого бюрократического Брюсселя. И это легко понять.
На сегодняшний день Швеция остается единственной страной ЕС , где сохраняется если не "сухой", то "полусухой" закон. Эта традиция берет начало еще с 20-х годов прошлого века, когда вино и водку шведы могли приобретать, как советские граждане во время перестройки. Спиртное отпускалось только по талонам , в специальных магазинах и в строго ограниченном количестве. Любопытно, что в феминистской Швеции при покупке алкоголя для женщин действовали правила более строгие, чем для мужчин. К примеру, семейным дамам выдавалась специальная карточка, где после каждой покупки должен был расписываться муж. Сегодня с алкогольно-половой дискриминацией покончено. Зато все прочие ограничения по-прежнему остались.
Взять хотя бы цены на алкоголь. Самая дешевая водка - финская "Коскен корва" стоит от 180 крон, то есть 24 доллара. Хорошо знакомая "Столичная" - 230 крон. А это уже 31 у.е. Дальше - больше.
При этом, в отличие от других европейских стран, в шведских продуктовых магазинах нельзя приобрести ничего крепче слабого трехградусного пива. Спиртное продается только в специализированных государственных магазинах "Систембулагет". Число их ограничено. Время работы - тоже. Во всей Швеции их насчитывается всего 400, в полуторамиллионном Стокгольме - только 12. При этом работают они с десяти до шести, в субботу только до трех, воскресенье - выходной. Как говорится, кто не успел, тот опоздал.
На принудительную заботу государства об их здоровье шведы отвечают с необычайной смекалкой и предприимчивостью. Спиртное гонят на дому и привозят из-за границы. О первом "доморощенном" способе можно узнать, посетив музей самогонных аппаратов в Стокгольме. О втором наглядно свидетельствуют многочисленные ящики и коробки со спиртным, которые выгружают в портах и вокзалах возвращающиеся на родину шведы. Некоторые даже предпочитают скинуться и нанять маленький грузовик. Наиболее часто так поступают жители южных районов, чтобы привезти спиртное из соседней Дании, где цены на алкоголь примерно на треть ниже, чем в Швеции.
По действующим ныне правилам норма ввоза спиртного составляет 10 литров на человека. Это значительно больше, чем до вступления Швеции в ЕС. Однако, даже эта уступка является нарушением законов Евросоюза. После заметного послабления алкогольной политики в Финляндии Швеция остается единственной страной ЕС, сохраняющей государственную монополию на спиртное. После многолетнего - и безуспешного - увещевания в Брюсселе решили занятся "укрощением строптивой" через суд.
Процесс обещает быть увлекательным и долгим. На все требования Брюсселя, чтобы шведы начали пить как все, в Стокгольме упорно говорят "нет". Бескомпромиссность оправдывают заботой о здоровье нации. В ответ на это сторонники либерализации алкогольной политики говорят: дело здесь не в заботе о благе народном, а в тех прибылях, которые получает "Систембулагет". Злые языки утверждают, что в сохранении всевластия государственной алкогольной монополии кровно заинтересованы на самом верху. Поговаривают, что неуступчивость премьер-министра Швеции Йорана Перссона на переговорах с Еврокомиссией об отмене ограничений на импорт спиртного обусловлена его новым браком. Третьей спутницей жизни главы правительства стала директор "Систембулагет" Анитра Стен. Ей ли не знать, сколько потеряет шведская казна, согласившись с требованиями Брюсселя.
Если одним хватит разрешенных сегодня 10 литров, то другим и трейлера спиртного будет мало. Такие "челноки" сделают алкогольную монополию государства бессмыссленной. В правительстве Перссона это понимают и потому готовы стоять до конца в "неравной" схватке с Брюсселем. Что, в свою очередь, по заявлению представителя Еврокомиссии Джонатана Тодда, делает неизбежным обращение комиссии в Верховный суд ЕС.
Светлана ПАНКРАТОВА, Стокгольм