Главным спиртным напитком украинцев станет водка
Аналитика | 25.10.2006
Экономика
Парламент проголосовал за законопроект, который сужает перечень носителей рекламы спиртных напитков и сигарет. Производители уверены, что этот шаг перераспределит потребление в пользу тяжелых видов алкоголя и росту фальсификата.
Верховная Рада приняла в первом чтении два законопроекта под одним названием -- «О внесении изменений и дополнений в Закон Украины «О рекламе», а также проголосовала за то, чтобы объединить их в один документ. Оба акта ограничивают рекламу алкоголя и табака.
Автор первого из них, Николай Томенко из фракции БЮТ, предложил запретить внешнюю рекламу алкогольных и табачных изделий. По мнению депутата, предложенный запрет исходит из преобладающего интереса обеспечения сохранения здоровья нации, а также учитывает отсутствие альтернативных путей решения проблемы.
Томенко считает, что реализация положений данного законопроекта ограничит потребление алкоголя и табака населением Украины, особенно молодежью и подростками, на которых реклама влияет в наибольшей степени.
Автор другого документа, депутат из фракции блока «Наша Украина» Борис Беспалый выдвинул идею ограничить рекламу алкогольных и табачных изделий в специализированных изданиях. Он считает, что, в соответствии с общественным видением и государственной политикой, употребление алкоголя и табака необходимо уменьшать. Для этого автор законопроекта предложил ограничить рекламу этих продуктов, кроме специзданий, в помещениях специализированных торговых учреждений, на соответствующих выставках и мероприятиях.
При этом предлагается исключить из списка такой продукции шампанское украинского производства, коллекционные вина, а также вина контролируемого наименования, составляющие культурную ценность. Более того, предлагается даже расширить их рекламу по сравнению с существующими ныне объемами.
Данный законопроект, в случае окончательного принятия запретит использование в рекламе наименований органов местного самоуправления. В ином случае, уверен Беспалый, это может создать иллюзию того, что рекламируемый товар поддерживается властями.
Также депутат предложил запретить прерывание рекламой выступления уполномоченного Верховной Рады по правам человека. Кроме того, Беспалый считает нужным получение нотариально заверенного разрешения на использование в рекламе имен физлиц.
Производители алкогольной продукции и табачных изделий отнеслись к готовящемуся изменению рекламных норм отрицательно. В частности, они прогнозируют трудности при реализации новых проектов и активизацию теневого рынка.
«Вывод новых брендов на рынок будет крайне затруднен, потому что знание набирается средствами массовой информации. Порог входа на рынок значительно вырастет», -- сказал Украинским новостям маркетинг-директор компании «Олимп» Алексей Филановский.
Он отметил, что преимущества получат компании, которые владеют уже устоявшимися брендами.
«Без мощного брендинга, значительных инвестиций и стабильно высокого качества продукции новым производителям практически нереально занять существенные позиции», -- подтвердил его слова пресс-секретарь компании «Союз-Виктан» Сергей Блажко.
Впрочем, добавил он, в случае ограничения рекламы, представляемое им предприятие, как и другие ведущие производители, сохранит свое лидерство.
Исполнительный директор Первого национального винодельческого холдинга (ПНВХ) Андрей Салацкий прогнозирует перераспределение покупательского спроса в пользу более тяжелого алкоголя. По его мнению, пытаться сдвинуть потребление в пользу качественных продуктов виноделия будет трудно.
«Водка для нашей страны -- это привычный и понятный продукт. Только обозначившиеся тенденции роста рынков коньяка и вина прекратятся или, в лучшем случае, замедлятся», -- подчеркнул он.
Менеджер холдинга сообщил, что в отношении вина необходима большая просветительская работа относительно его качества, природы и происхождения.
Производители уверены, что ограничение рекламы алкоголя в первую очередь снизит потребление вина и шампанского. По их мнению, продаж коньяка это коснется в меньшей степени, но темпы роста его покупок все же замедлятся. Зато потребление крепких напитков, например, водки, не снизится.
«Запрет рекламы алкоголя не приведет к уменьшению потребления спиртного, это просто осложнит покупателю выбор», -- отметил Блажко.
Директор департамента по маркетингу и рекламе ТМ «Хортица» Сергей Величко также подчеркнул, что запрет рекламы необходим не обществу, не потребителю и не компаниям, производящим алкоголь, а «скорее всего политикам, которые хотят на этом получить дешевую популярность».
Участники рынка подчеркнули, что ограничение рекламы также на руку фальсификаторам спиртных напитков. «В украинских реалиях запрет рекламы на алкоголь выгоден, прежде всего, нелегальному производителю», -- сказал Блажко.
Табачники комментируют депутатскую новацию не менее критически. В «British American Tobacco Украина» отметили, что в связи с ограничением рекламы будет разрушена конкуренция не только на алкогольном рынке, но и в табачном секторе, что приведет к монополизации отрасли отдельными производителями.
«Ослабление позиций легального производителя всегда идет на пользу теневому рынку», -- добавили в компании.
По мнению производителей, рекламные бюджеты фирм в связи с ограничениями будут перераспределяться в пользу продвижения продукции в розничных сетях и системе сектора общественного питания.
«Будет наверняка усилена борьба у полки, увеличится сложность и стоимость полок в сетях», -- отметил Величко.
В «B.А.T. Украина» сообщили, что, исходя из специфики табачного рынка, ограничения рекламы должны вводиться постепенно и предусматривать четкие переходные периоды, как это было сделано в Европе.
«Сигареты -- это легальный товар, и мы как производитель имеем право общаться с взрослыми потребителями, которые сделали свой выбор в пользу курения», -- полагают в компании.
Производители алкоголя сообщили, что они совместно с Ассоциацией «Союз оптовиков и производителей алкоголя и табака» (СОВАТ) намерены выступить с консолидированной позицией по изменению положений данного законопроекта.
«Мы заинтересованы в том, чтобы четко понимать, какие будут правила игры на рынке в продолжительном периоде времени. Будем обращаться к правительству, вероятнее всего, через СОВАТ», -- сказал Величко.
Это не первая попытка властей обуздать продвижение «вредных» товаров. В сентябре 2005 года Кабмин предлагал парламенту ввести полный запрет рекламы алкогольных и слабоалкогольных напитков, а также табачных изделий средствами наружной рекламы. Автор одного из нынешних антитабачных законопроектов -- Николай Томенко -- тогда работал в правительстве гуманитарным премьер-министром. Правда, это были последние дни перед его отставкой.