Украинских производителей алкоголя ожидают ценовые войны
Аналитика | 07.12.2006
Сейчас
Снижение пошлины до EUR0,6/л на коньячные спирты повлечет за собой ценовые войны и экспансию иностранных алкогольных компаний на украинский рынок.
Принятый Верховной Радой в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Таможенный тариф Украины (относительно таможенных ставок на спирт коньячный)» понижает пошлину на коньячные спирты до EUR2,5/л абсолютного спирта. «Однако скоро пошлину могут снизить до EUR0,6/л, что также продиктовано условиями вступления Украины в ВТО», - заявил изданию «СЕЙЧАС» директор по маркетингу Первого национального винодельческого холдинга (ПНВХ) Геннадий Кулжинский. Снижение пошлины с EUR7,5/л до 2,5/л было согласовано с профильной ассоциацией «Союз оптовиков и производителей алкоголя и табака» (СОПАТ) и называлось оптимальным вариантом для отечественных производителей. «Наши предприятия подсчитали, что ввоз спиртов при такой пошлине равнозначен производству коньячных спиртов выдержкой 3 года в Украине. В Европе общепринятой нормой защиты от импорта является пошлина EUR0,5/л. Ввести такую же пошлину, чтобы не возвращаться больше к этому вопросу, но на 10 евроцентов выше, предложил народный депутат Василий Цушко. Профильный комитет ВР к рассмотрению данного вопроса может вернуться уже в январе 2007 г.», - отметил изданию «СЕЙЧАС» президент СОПАТ Вячеслав Сокерчак.
С дальнейшим снижением пошлины граница практически открывается для импорта. Украинские предприятия получат доступ к качественному европейскому сырью и, скорее всего, откажутся от более дешевого и низкокачественного спирта из Грузии, Азербайджана, Молдовы и Дагестана. В настоящее время из-за недостаточных объемов посадки виноградников (около 80 тыс. га в Украине против 9 млн. га во Франции), госкомпенсаций на выращивание винограда за рубежом и отсутствия господдержки в Украине собственное сырье получается дороже импортного. Таким образом, с введением низкой пошлины производство коньячных виноматериалов в Украине практически потеряет всякий смысл - закупать импортное сырье станет дешевле и проще.
С другой стороны, подобная ситуация стимулирует выход иностранных компаний на украинский рынок, что повлечет за собой ценовые войны с ужесточением конкурентной борьбы за потребителя. На сегодняшний день ситуация на рынке коньяка далеко не в пользу импорта. Согласно данным СОПАТ, за 10 месяцев 2006 г. украинскими предприятиями было произведено 2,116 млн. дал коньячной продукции (за аналогичный период 2005 г. - 1,835 млн.
дал), при этом за 9 месяцев в нашу страну импортировано 178,3 тыс. дал (в 2005 г. за этот же период и того меньше - 107,5 тыс. дал). Однако со вступлением Украины в ВТО эксперты ожидают наполнения рынка в среднем ценовом сегменте (20-30 грн.) и выше среднего зарубежными марками коньяков, которые начнут конкурировать с коньяками «Алеф-Виналя», «Союз-Виктана», «Одессавинпрома» и Одесского коньячного завода, Ужгородского КЗ и других предприятий. «Определенно точно, что на рынке будут появляться марки именно в среднем ценовом сегменте», - отметил г-н Кулжинский.
Повышение акциза, а также необходимость для производителей покупать лицензии на оптовую торговлю за 500 тыс. грн. в новом году приведет к росту цен на коньяки на 3-4 грн. в среднем ценовом сегменте
Интерес иностранцев к нашему рынку на этой неделе был подтвержден совместным выводом компанией DistillerieTessendier&Fills, корпорацией Vinimpex и ПНВХ торговой марки Louis d`or стоимостью около 30 грн. за бутылку. Притом что наиболее дешевый французский коньяк в Украине сегодня продается по цене минимум 100-120 грн./бут. Несмотря на то что продукция производится на молдавском предприятии «Золотой аист» (Vinimpex) с использованием французского и молдавского сырья, она позиционируется именно как французский коньяк, доступный широкому кругу потребителей. «Мы продаем коньяк чуть ли не по себестоимости его производства специально, чтобы найти своего покупателя на украинском рынке», - отметил изданию «СЕЙЧАС» президент ВКЗ «Золотой аист» Николай Луцик. Официальным дистрибьютором Louis d`or в Украине стал ПНВХ, в следующем году планирующий продать порядка 1 млн. бутылок, вложив при этом в раскрутку марки не менее EUR1 млн. Компания рассчитывает к 2008 г. занять около 2% украинского рынка коньяка и потеснить отечественных производителей именно в самом массовом сегменте - по оценкам операторов, емкость украинского рынка коньяка составляет до 3 млн. декалитров в год (в денежном выражении в текущем году - около $265 млн.), из которых 90% приходится на средний ценовой сегмент. Напомним, что в ассортиментном портфеле ПНВХ уже имеется коньячная продукция АПФ «Таврия».
В 2007 г. на развитие рынка коньяка повлияют и другие изменения в законодательстве. «В новом году следует ожидать подорожание коньяка. Причины известны: если Президент подпишет законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно оптовой и розничной торговли, экспорта и импорта спиртов, алкогольных и табачных изделий)», повышается ставка акциза до 6,5 грн., а со второго полугодия - до 7 грн. Кроме того, производителям необходимо покупать лицензию на оптовую торговлю стоимостью 500 тыс. грн. (подорожала в 2 раза. - «СЕЙЧАС»)», - отметил г-н Сокерчак. По прогнозам руководителя департамента маркетинга ЗАО «Алеф-Виналь» Анатолия Когана, в среднем ценовом сегменте коньячная продукция подорожает на 3-4 грн. Эксперты рынка ожидают, что в следующем году темпы роста коньячного рынка замедлятся до 5-7%, а к 2010 г. будет продано около 65 млн. бутылок (3,3 млн. дал) на сумму около $400 млн.
Снижение пошлины на ввоз коньячных спиртов до общеевропейского уровня приведет к тому, что закупать импортное сырье для коньяков станет проще, чем производить его в Украине. Законодательные инициативы также стимулируют выход иностранных компаний на отечественный рынок и наполнение его доступной продукцией в наиболее быстрорастущем среднем ценовом сегменте. Разнообразие и конкуренция марок выгодна потребителю, однако ВТО-шные инициативы уже в 2007 г. приведут к удорожанию коньячной продукции, в связи с чем ожидается замедление темпов роста рынка.