Нынешний год станет определяющим для производителей коньяка
Аналитика | 17.02.2009
Vodka.com.ua
Исходя из показателей производства 2008 года и экономической ситуации в стране, можно предположить, что в 2009 году производство коньяка в Украине, в целом, вырастет максимум на 7% – за счет естественного роста рынка. Объективная причина умеренного роста – снижение покупательской способности, и, соответственно, падение продаж большинства производителей, особенно ботлеров, производителей с неполным циклом производства. Следует отметить, что в 2008 году производство коньяка в Украине увеличилось на 8% по сравнению с 2007 годом и составило 3 843,1 тыс. дал. В частности, за минувший год предприятия АР Крым произвели 1 286,8 тыс. дал, что превышает прошлогодние показатели на 23,3%, а Одесской области – 1 062,3 тыс. дал, что на 8,5% больше, чем в 2007 году. Напомню, что в 2008 году объемы производства Одесского коньячного завода составили 710,7 тыс. дал, что, по данным СОВАТ, в очередной раз подтвердило лидерство «Шустов» на коньячном рынке Украины. При этом в 2009 году ОКЗ планирует нарастить объем производства минимум на 10%. Во-первых, спрос на продукцию «Шустов» динамично растет как на внутреннем рынке, так и за рубежом. Во-вторых, мы продолжим развивать экспортные рынки, в частности, Италию и Израиль, где ежемесячный прирост продаж коньяков «Шустов» составляет примерно 3%.
Следует сказать о том, что рынок коньяка, в целом по Украине, претерпевает этап форматирования. То есть значительная часть производителей наблюдают падение продаж своей продукции, другая часть, намного меньшая, отмечают неуклонный рост. Тут также необходимо отметить, что рост продаж, действительно, неуклонный: спрос не уменьшается, но претерпевает структурные изменения. Существующая финансово-экономическая ситуация в Украине привела к тому, что сегодня потребитель стремится выбирать лучшее за оптимальные деньги. То есть на сегодняшний день потребитель ориентирован, в первую очередь, на качество и мягкость в коньяке. И это закономерно. Ведь качество означает сохраненное здоровье, а мягкость позволяет получить удовольствие от продукта и полнее ощутить букет коньяка. Общеизвестно, что скупой платит дважды. Введенные 15.11.08 минимальные цены на коньяк показывают, в свою очередь, потребителям, какой продукт они приобретают. 25 грн. - это реальная цена настоящего качественного трехлетнего коньяка на полке, причем эта цена практически равна себестоимости продукта. Таким образом, стараясь выбрать лучшее за оптимальную цену, потребители отдают предпочтение настоящему качеству и мягкости отечественного коньяка, изготовленного по классической французской технологии. В результате спрос на нашу продукцию в 2008 г. вырос на 28%, и, соответственно, составил 14,9 млн. бутылок.
Многие отечественные производители наблюдают движение потребительского спроса в сторону нижнего ценового сегмента. Такое движение, действительно, существует. Тем не менее, «Шустов», в свою очередь, наблюдает и более интересную тенденцию - увеличение доли продаж старых марочных и очень старых коньяков. Если в середине 2008 года спрос имел такую структуру: 25-32 грн. - 45% от продаж, коньяки стоимостью 33-40 грн. - 30% от продаж, 41-50 грн. - 20%, 51-150 грн. - 3,5% и долю 1,5% - премиальный сегмент коньяков, то сейчас спрос на продукцию «Шустов» несколько сместился в сторону премиального сегмента коньяков, доля продаж которых составляет 2%. Это показывает неуклонное развитие культуры потребления высококачественного и мягкого коньяка, и осознание украинским потребителем ценности выдержанных марочных коньяков.
Во второй половине 2009 года следует ожидать изменение цен на коньяк, и причиной тому станет повышение акциза с 1 июля 2009 г. - до 14 грн. за 1 л 100% алкоголя. То есть цена на полке увеличится примерно на 2-3 грн. В ближайшее время цены на продукцию расти не будут, т.к. нет экономического обоснования. Таким обоснованием, кроме повышения акциза, может служить увеличение стоимости комплектующих (бутылки, пробки и т.д.). В остальных случаях мы не видим смысла повышать в условиях кризиса цену на коньяк – то есть действовать в ущерб нашим потребителям. Наоборот, специально для своих потребителей коньячный дом «Шустов» ввел антикризисный пакет: коньяки «ОКЗ 3*» и «Одесский» по минимальным ценам в рознице – то есть всего по 25 грн.
Кроме того, следует отметить, что 2009 год станет показательным для всех игроков рынка. С вступлением в силу правок к закону о рекламе производители коньяка значительно ограничиваются в рекламе по телевидению и наружной рекламе. Поэтому сейчас как раз наступает определяющий момент, кого выбирает потребитель на самом деле. И этот выбор, следует сказать, основан исключительно на качестве и вкусовых характеристиках продукта, а не на муссированной рекламе. Сегодняшняя ситуация показывает, что потребитель выбирает «Шустов» - лидера, вошедшего в пятерку наиболее востребованных производителей коньяка в мире. Напомню, что по итогам 2008 года коньячный дом «Шустов» занял 10,1% мирового рынка коньяка. Мировой коньячный лидер ТМ «Хеннесси» (Hennessy) по разным оценкам занимает около 32-34% рынка, «Реми Мартен» (Remy Martin) – 15,2%, «Мартель» (Martell) – примерно 11,6%, «Курвуазье» (Courvoisier) – 10,9%, «Камю» (Camus) – около 4%. Таким образом, «Шустов» опередил лидера продаж элитных коньяков – ТМ Camus – и вошел в пятерку лидеров мировой коньячной отрасли.
Юлия Комарова
Директор по маркетингу
ТМ «Шустов», ТМ «Ореанда»