Директор ПНВХ: Поскольку наша продукция продается хорошо, мы отказались от телевизионной рекламы
Аналитика | 17.06.2009
Дело
Андрей Стрелец, исполнительный директор Первого национального винодельческого холдинга (ТМ Inkerman), рассказал, в каком ценовом сегменте быстрее всего растут продажи вин. Андрей, по вашему опыту, украинцы сейчас пьют больше или меньше отечественных натуральных вин, чем до кризиса?
В I квартале текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем потребления отечественных вин в Украине увеличился, а объем производства снизился на 8%. Причиной такой двоякой ситуации является перепроизводство винной продукции в конце прошлого года. В начале текущего года в реализацию отчасти поступала продукция, произведенная в прошлом году.
Как меняется спрос на вино?
Он переориентируется в сторону более известных торговых марок. К примеру, если в прошлом году на долю крупнейших десяти производителей винной продукции приходилось 57% продаж, то в этом году — уже 62%.
Какая ситуация по вашей компании?
За первые 5 месяцев текущего года рост продаж в натуральном выражении по нашей компании составляет 52%.
С чем это связано? Ведь покупательная способность населения падает.
Одна из причин — резкий рост курса доллара. Покупатели, которые отдавали предпочтение грузинским, молдавским, чилийским винам, переходят на нашу продукцию. Если до кризиса импорт в структуре продаж составлял более 10% (в натуральном выражении), то сейчас около 6%.
Можно ли говорить о том, что потребители переходят с более дорогой на более дешевую продукцию?
Да, можно говорить о такой тенденции. В средине прошлого года мы вышли на рынок с новой коллекцией молодых вин в ценовой категории 18-20 гривен. Этот шаг был принят еще до кризиса. Мы таким образом хотели укрепиться в новом для себя сегменте.
Если сравнить объемы потребления, то рост в этом сегменте составил около 50%, в то время как основная коллекция выросла на 8%.
Вы повышали цены на свою продукцию с осени прошлого года?
Цены мы не повышали, ведь понимаем, что на данный момент потребитель не готов платить больше. Рост цен может привести к снижению объемов потребления.
У вас увеличилась себестоимость производства вина?
Себестоимость увеличилась незначительно. Причиной стал рост курса доллара, ведь отдельные составляющие, к примеру пробку, мы импортируем. В целом по компании себестоимость производства выросла на 3%.
Пришлось оптимизировать расходы?
Как и другие компании, мы провели оптимизацию процессов в сфере производства, маркетинга, логистики, закупок, что дало нам возможность сэкономить средства. Оптимизировали ассортиментный ряд, к примеру, отказались от нескольких позиций в портвейнах и увеличили присутствие в сухих винах. Мы стараемся поставлять в розницу лишь те позиции, которые хорошо продаются.
Что-то изменилось в подходах к продвижению продукции?
Мы пересмотрели маркетинговую стратегию на этот год. Поскольку продукция продается хорошо, то тратить большие деньги на масштабные рекламные кампании на телевидении смысла нет. Мы активизировали работу в рознице, активно занимаемся трейд-маркетингом, проводим разного рода акции для привлечения новых покупателей.
Есть проблемы с оплатами со стороны торговых сетей?
Сложности есть, однако с каждой сетью мы пытаемся договориться. Если сети не выполняют наши договоренности и задерживают платежи за реализованную продукцию, то мы прекращаем поставки.
Уменьшения доли сетевой торговли при этом не произошло, однако мы более активно стали продвигать свою продукцию в отдельных магазинах. У нас 12 филиалов по Украине, которые занимаются прямыми продажами.
Сколько приходится на каждый из каналов реализации?
В сети направляется 30-35% нашей продукции. Примерно столько же реализуем через линейную розницу. 20-22% приходится на HoReCa (отели, рестораны, кафе), еще 8-10% — на торговые павильоны и рынки.
Произошли ли изменения в сегменте HoReCa?
В ресторанах теперь пьют меньше. Однако уменьшение это несущественное — всего несколько процентов.
А в экспорте? Планируете выходить на новые рынки?
На данный момент мы поставляем продукцию только на российский рынок. За 5 месяцев текущего года увеличение продаж составило 11%. В ближайшее время мы планируем расширить географию сбыта. Для выхода на рынки других стран необходимо пройти тестирование продукции. Этим сейчас и занимаемся. В июле мы уже намерены начать поставлять свою продукцию в Беларусь. В августе предполагается начало поставок в Германию и страны Прибалтики.
Сколько составляет экспорт в структуре продаж компании?
Порядка 35%.
Ваша доля на украинском рынке?
По розничному аудиту, проведенному компанией MEMRB, наша доля в денежном выражении составляет 11,4%, в натуральном выражении — 8,1%.
Как вы относитесь к введению минимальных цен на винную продукцию?
Мы поддерживаем принятие минимальной цены на вино на уровне 13 гривен, ведь натуральные вина в торговле никак не могут стоить меньше. Введение минимальных цен будет способствовать росту потребления именно натуральных вин.
В Украине, к сожалению, потребление натуральных вин на душу населения пока очень отстает от европейских показателей: там это более 30 литров на человека, у нас — всего 4 литра.