Практика продажи товарных знаков: страсти по патентам. Записки очевидца
Теория | 10.11.2004
Vodka.com.ua
Продолжение статьи Светланы Поповой о личном опыте продажи товарных знаков.
Предыдущая статья Светланы Поповой "Практика продажи товарных знаков. Записки очевидца", опубликованная на нашем сайте вызвала огромный интерес читателей. Поэтому, мы с удовольствием решили опубликовать продолжение, тем более, что этот материал по-настоящему живой, так как все в нем описанное - это личный опыт автора статьи, к тому же собранный по "горячим следам".
Мой хороший знакомый, постоянно проживающий в Америке, прочитав мой первый материал о личном опыте продажи товарных знаков, прокомментировал его так: «… интересно, понятно, но почему так многословно, почему так длинно? У нас в Америке, редко кто может позволить себе потратить время на то, чтобы написать, а другие на то, чтобы прочитать такую длинную статью». А я подумала: «Наверное, парень читает всё с секундомером». Может они там, в Америке даже экзамены по литературе, сочинения там всякие сдают по секундомеру: пять минут занимает чтение твоего произведения – получи высший балл, пять с половиной минут – иди-ка Пушкин, переписывай своего «Онегина». Вообще молодцы, продуманные ребята.
В настоящем материале я представлю новости о реализации моего проекта «Продажа товарных знаков» очень кратко (…американцы, готовьте приборы для измерения времени!) - коплю силы для следующего.
Список сделанных мною открытий (их было три) о собственно товарных знаках, о том, как их продавать, пополнился! Слушайте.
В этот раз я нос к носу столкнулась с понятием Патента. Первым делом я обратилась к Патентному Закону РФ (от 23 сентября 1992 г. № 3517-I, со всеми изменениями и дополнениями, действующими с 1 января 2004г.). Патент является документом, выдаваемым уполномоченным органом (в России – это ФИПС/Роспатент) и подтверждающим что совершенно конкретное лицо/лица являются полноправными владельцами/разработчиками-авторами того или иного изобретения, модели. Патент на изобретение действует в течение 20 лет, на полезную модель – в течение 5 лет, на промышленный образец – в течение 10 лет. Очень важная цитата из Закона: «Объем правовой охраны, предоставляемой Патентом на изобретение или полезную модель, определяется их формулой».
Открытие №4
Что такое Патент, Вы уже знаете. А Вы представляете, что Патентами могут защищаться рецепты продуктов питания? Не знаю, пока, есть ли такая практика за рубежом, у нас есть.
Благодаря этому, предприниматель может разработать и запатентовать рецепт, к примеру, энергетического напитка «Живая вода». И получить патент на изобретение «Энергетического напитка «Живая вода», по которому он имеет право целых двадцать лет производить этот самый напиток. При этом, другой предприниматель может подать заявку и получить свидетельство на словесный или комбинированный товарный знак (помните, я о них рассказывала) по 32 классу МКТУ. Оба предпринимателя будут иметь совершенно законные права на производство энергетического напитка «Живая вода» - и Патент на изобретение и Свидетельство на товарный знак выданы одним уполномоченным гос.органом.
Когда я столкнулась с таким случаем, сразу не смогла в это поверить – я стала одним большим вопросительным знаком. Мой знакомый патентный поверенный пожалел меня и посоветовал почитать Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на изобретение (утверждены Приказом Роспатента от 06.06.2003 № 82). Мне помогла следующая цитата из этих Правил: «В названии изобретения не рекомендуется использовать личные имена, фамильярные наименования, аббревиатуры, товарные знаки и знаки обслуживания, рекламные, фирменные и иные специальные наименования, наименования мест происхождения товаров, слова "и т.д." и аналогичные, которые не служат целям идентификации изобретения». Ключевые слова: «В название Патента не вставляйте товарные знаки».
Мои сомнения разрешились, я почувствовала облегчение: «…никто никого не обманывает, просто так случается, что на рынке появляются два одинаковых продукта с одинаковыми названиями, производимые разными компаниями на совершенно законных основаниях».
Можно я и о других открытиях буду рассказывать Вам на примере энергетического напитка «Живая вода»? С одной стороны получается конкретный пример, с другой стороны название хорошее, позитивное, приятно о нём писать.
Открытие №5
Итак, из ситуации, когда на рынке появляются два одинаковых продукта, бывает несколько выходов – каждый по-своему хорош.
Патентообладатель может передать (в смысле продать) исключительные права на использование своего Патента владельцу соответствующего товарного знака, или же владелец товарного знака может переуступить первому исключительные права на свой знак. Всё, конечно, зависит от актуальности этого продукта для конкретного предпринимателя. Люди в России, в основном, творческие и могут товарных знаков напридумывать – причём хороших – уйму, не говоря уже о рецептах. Проходит время, приходит понимание, что лучше не диверсифицировать свои силы бесконечно, а сконцентрироваться на главных продуктах. С аутсайдерами начинают расставаться.
Если Вы решаете таки переуступить права, на зарегистрированный товарный знак/Патент, с вышеописанными особенностями (на рынке существует два одинаковых продукта, причём один из предпринимателей может передать не исключительные права на свой знак/Патент паре-тройке других предпринимателей и появится не два а пять схожих продуктов) разумнее всего предложить знак/Патент второму производителю, у которого уже есть законные основания на выпуск продукта.
Обратите внимание, архи-важно в преамбуле договора о переуступке прав наиподробнейше описать всю известную Вам информацию о Вашем товарном знаке, о Патенте на одноименный товар, обо всех предприятиях, которые тоже производят одноименный Вашему товарному знаку/Патенту Товар. Это обезопасит Вас от возможных претензий со стороны нового Правообладателя. Будучи владельцем товарного знака, который на основании некоего Патента производит второе, отличное от Вас лицо, Вы терпите убытки – у Вас есть возможность подать исковое заявление в суд о взыскании таковых. Переуступая знак новому владельцу, Вы передаёте ему права взыскивать такие убытки за всё время существования товарного знака.
Наговорила я Вам про убытки, претензии, суды… понятно, что деловые люди предпочитают решать вопросы полюбовно, путём переговоров – самый эффективный способ, а теорию надо просто знать, в документах всё правильно прописывать и поступать по-хорошему.
Открытие №6
Может так случиться, что Ваш напиток «Живая вода» так пришёлся Вам по сердцу – и продажи у него хорошие, и дистрибьюцию Вы мощную организовали (и большую территорию покрыли, и постоянные остатки везде поддерживаете) и всем Вашим друзьям он нравится – Вы понимаете, что хорошо поработали, и не готовы расстаться с своим детищем из-за законодательных хитросплетений. Знаете, что можно сделать (если Вы владелец товарного знака) – кроме, собственно, словесного товарного знака, зарегистрировать права на промышленный образец – определённую форму бутылочки для напитка с хитрой крышечкой; кроме того, защитить дизайн этикетки в определённом цветовом сочетании. Т.е. использовать метод максимальной защиты Вашего знака/продукта. В данном случае у Вас, просто, будет больше аргументов для успешных переговоров с вторым производителем аналогичного товара.
Безусловно, Ваш самый значительный и неопровержимый аргумент – это хорошая дистрибьюция, благодаря которой, Ваша «Живая Вода» широко известна и любима клиентами.
Не сомневаюсь в том, что можно (хотя и не просто – шаг ведь не шуточный) договориться по-хорошему о прекращении производства товара с любым предпринимателем/деловым человеком.
Даже если у Вас сложатся с второй стороной дружеские отношения, после первого раунда переговоров, необходимо соблюсти юридическую процедуру – направить претензию о нарушении прав владельца товарного знака (неприятная бумага, а что делать). В ответ Вы получите гарантийное письмо такого содержания: “Мы всё понимаем, нарушали по неведению, больше производить не будем, только вот закупленные остатки комплектующих и сырья доработаем (с указанием их точного количества/веса/объёма), отгрузим и всё… даже думать не будем об этом товаре». Одна деталь – Второй производитель может не согласиться написать в гарантийном письме: «…настоящим признаём, что производство нами энергетического напитка «Живая Вода», является нарушением прав владельца словесного товарного знака «Живая Вода», свидетельство№777888».. Настаивать на словах «признаём нарушение нами Ваших прав» в гарантийном письме я бы не стала – важно устранить схожий товар с рыночного пространства, укрепив тем самым силу Вашего Бренда. С другой стороны, настоящий предприниматель всегда держит своё Слово: сказал – сделал, никакие бумаги не имеют большей силы - я доверяю таким вещам.
Про Патенты на сегодня всё. Немножко расскажу про PR и маркетинг – просто случай интересный, с глубокими чувствами.
Очень хочется поделиться с Вами несколькими словами о потрясшей меня PR-акции, организованной партнёром нашей Компании, на которой мне посчастливилось побывать. Акция была организована московским заводом «КиН» - торговая марка «Старый город» стала спонсором создания и презентации фильма Ренаты Литвиновой «Богиня. Как я полюбила». Просмотрев почти весь фильм, я не могла найти ответ на вопрос: «…почему здесь коньяк, что есть в этом фильме такого, что будет продавать продукт?». И вдруг, минут за пять до окончания, когда главная героиня уже осталась в Мире мёртвых и пошли кадры, в которых разных людей спрашивали: «..Что самое важное в жизни?», я поняла, что плачу и, что не желая того сама, я оказалась полностью открытой (примерно, как цветы, когда после дождя вдруг начинает светить ярчайшее Солнце).
Совершенно не было желания умничать про product-placement, только ощущение соприкосновения с чем-то подлинным, настоящим, Главным. Мастер, создавший фильм, очень элегантно, интеллигентно, затронул самую главную струну в душе, самую сокровенную.
«КиН» организовал тур с презентацией фильма по 7 крупным городам страны, кроме собственно фильма, зрители могли задавать вопросы Ренате Муратовне, были одарены книгами с её автографом. Для меня это был первый и очень приятный опыт общения с Звездой. Всё в её образе – манера говорить, одеваться, улыбаться – органично дополняло ощущение от фильма – искреннее, неподдельное… она так чувствует, она так живёт…
Что это – маркетинг, вышедший за пределы самого маркетинга, акция, стимулирующая продажи или искусство? Я почувствовала в этом больше искусства. Скорее всего, материальные затраты организаторов презентации фильма много превосходят возможное скорое увеличение продаж…а вот искренних поклонников торговой марки «Старый Город» появилось в достатке.
Я от души благодарю завод «КиН» за это событие. Надо быть очень тонко организованными людьми, интеллектуалами, чтобы помочь талантливому актёру-сценаристу воплотить необычное, не всем понятное произведение, заставляющее задуматься: «А точно ли мы знаем, что самое главное в жизни, к чему мы стремимся, за что боремся, о чём страдаем?»
Это дорогого стоит.
P.S.
Коплю мысли и открытия для следующего материальчика.
Светлана Попова
spopova@regata.ru
Ссылки по теме: "Практика продажи товарных знаков. Записки очевидца"