Залезть в бутылку. Или несколько слов о форме
Теория | 17.09.2004
Advertology.Ru
Как идентифицировать напиток на полке? – По этикетке. Так ответят многие, но будут правы только частично. Форма бутылки играет не меньшую роль в формировании визуального образа бренда. К сожалению, это направление в дизайне еще слабо развито на нашем рынке, но за ним будущее. Рассмотрим несколько конкретных примеров.
Во-первых Absolut – классический пример, когда форма бутылки является основой коммуникации. Они могут изменять, корректировать внешний вид этикетки, но форма бутылки останется неизменной и абсолютной. (дизайнер Ханс Бринфорс, шведское рекламное агентство Carlsson & Broman)
Другой пример, уже из российской реальности – "Флагман" - основной визуальный элемент – орден выполнен из стекла, а этикетка второстепенна. Уверен, отклей от бутылки этикетку и выстави ее на полку – продукт останется узнаваем с первого раза. К сожалению, и эта работа не наших дизайнеров (Дизайн этикеток, бутылок и пробок для водки "Флагман" разработан английской студией Дэвида Тейлора).
Кстати эксперимент с отклеиванием этикетки – хороший тест на узнавание индивидуальности продукта. Не многие отечественные производители могут похвастаться результатами "Аbsolut” и "Флагмана".
Конечно, этикетку хотя не стоит сбрасывать со счетов. Во многих проектах она играет главную роль (без нее мы навряд ли узнали название того же Absoluta). Скажу больше – этикетка, форма бутылки, укупорка, короб… - это единая композиция. Одно дополняет другое и наоборот. И дизайн всех элементов должен разрабатываться одновременно в единой творческой концепции.
В качестве примера приведу одну из наших разработок (одну из разработок UNIQA creative engineering):
Проект "Зеленая Марка". Изначально была выбрана концепция продукта – "Водка образца 60-ых". Важно было не только создать продукт похожий на советскую водку, но и подчеркнуть современность, добавить "богатства".
Исходя из этого разрабатывался внешний вид – и бутылка, и этикетка одновременно. В итоге получился красивый лаконичный проект. Трудно представить эту этикетку на другой бутылке. Несмотря, на простые формы, водка отлично выделятся даже на обыкновенной полке. Продукт получился и современным, и ностальгически советским одновременно.
На соответствии дизайна бутылки и характере бренда стоит остановиться отдельно. Можно сделать очень красивую форму, но она совершенно не будет соответствовать названию. Пример – водка Kauffman- интересная бутылка, но не водочная. Продукт позиционируется, как элитная купажная водка, но внешне это никак не выражено. Скорее очень напоминает большой одеколон. А в качестве положительного – еще раз можно привести "Absolut” – абсолютно чистая водка преподнесена в виде стилизованного медицинского флакона – красиво и оригинально.
Еще несколько примеров оригинального решения упаковки:
1 Водки и настойки "Лампочка" (Украина) – простое и оригинальное решение. Этот продукт даже не надо комментировать. Кстати налицо пример, когда можно совсем обойтись без этикетки – эту бутылку всегда будут называть лампочкой.
2. Зарубежная работа - ликеры ROHOL (Дизайн: Thorburn Design). Пример того, что не всякая бутылка – стекло.
3. Еще одна бутылка – не совсем коммерческий проект, но хорошая иллюстрация творческого подхода к дизайну бутылки. (Дизайн: Art 376, Pen State University. Self-Promoution).
4. Выше я уже рассказывал о проекте "Зеленая Марка". Помимо базового продукта необходимо было разработать премиальную водку под этим же брендом. Решение лежало на поверхности – из чего пили водку в ресторанах в СССР? Родился продукт – Графин водки "Зеленая Марка".(Дизайн: UNIQA C.E.)
5. Еще один продукт российского дизайна – "Шустовъ". Конечно многое здесь взято из истории бренда "Шустовъ", но сделано очень качественно. Хочется немного остановиться на российском дореволюционном дизайне бутылок. Многие бутылки выполненные в то время не теряют актуальность и сегодня. При невысокой технологии производства, там можно найти очень интересные творческие и технические решения.
И несколько слов о технологиях. Существует ряд особенностей при выдуве стеклянных бутылок. Многое зависит от того, кто явяется производителем, какие выдувные машины, какие формы, какой песок используются и т.д. Одним словом дизайнер должен стать инженером. Но это тема отдельной статьи.
По прочтении этой статьи у Вас может сложиться впечатление, что хороший дизайн напитка должен иметь обязательно иметь оригинальную бутылку. Конечно это не так. Это одно из направлений, перспективных, на мой взгляд, но всего лишь одно. Главное правило дизайна – в дизайне нет жестких правил.
Источник: Алексей Якушик
UNIQA Creative Engineering