Молдавский коньяк смешают с французским
В России | 07.10.2004
Yarmarka.net
Изменение акцизной маркировки импортной алкогольной продукции приведет к потере контроля над отраслью. По информации RBC daily, в Федеральной таможенной службе (ФТС), а именно – в Главном управлении федеральных таможенных доходов, зреют планы по изменению порядка маркировки акцизными марками импортного алкоголя. Он станет проще для импортеров, однако участники рынка обеспокоены, что упрощение повлечет за собой массовые поставки некачественного алкоголя, не говоря уже о возможности недоплачивать в казну таможенные сборы.
В самой ФТС эту тему пока не обсуждают. Между тем, по данным Союза участников алкогольного рынка (СУАР), этот вопрос будет рассматриваться экспертным советом при ФТС уже в октябре.
Суть якобы предлагаемого ФТС изменения порядка акцизной маркировки импортного алкоголя сводится к тому, чтобы вместо существующих ныне акцизных марок, дифференцированных по стране происхождения, номенклатуре и объему упаковочных емкостей, были введены новые, унифицированные по всем вышеперечисленным категориям марки. В настоящее время ввозимый в Россию алкоголь необходимо маркировать как "вино", "спиртной напиток" и "крепкий спиртной напиток". По замыслу ФТС, предполагается оставить только "вино" и "спиртной напиток", аналогичной процедуре подвергнется классификация емкостей – вместо емкостей менее 0,5 л, от 0,5 л до 1 л и более 1 л будут фигурировать марки до литра и свыше литра. Также импортерам не нужно будет указывать на марке страну – производителя алкоголя. Тем не менее все акцизные расценки останутся без изменений, то есть, к примеру, акциз на литр вина останется равен 2 руб. 20 коп., акциз на литр безводного спирта в алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9% – 70 руб., для алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 25% – 154 руб.
По мнению некоторых участников рынка, изменение внешнего вида марок приведет к тому, что недобросовестные импортеры будут декларировать все виды алкоголя, за исключением вин, занижая реальное содержание спирта в напитке и оплачивая его по самой низкой акцизной ставке. То же самое будет происходить в отношении объема емкостей. А выдача одних и тех же марок для ввоза алкоголя из стран дальнего зарубежья и стран СНГ даст возможность декларировать дорогостоящий столетний европейский коньяк как молдавский и пользоваться при этом всеми льготами по уплате акцизов, которые предусмотрены для импортеров алкоголя из стран СНГ, а также ввозить товар беспошлинно. К тому же новая система маркировки позволит импортерам не получать лицензию на ввоз крепкого алкоголя в Минэкономразвития. "Суть этих изменений сводится к значительному упрощению контроля за оборотом алкогольной продукции на территории России, – заявил RBC daily один из участников рынка. – Они вернут страну на 8-10 лет назад и повлекут за собой расцвет контрабанды. Это на руку нелегалам, вытесненным в настоящий момент из сферы внешнеэкономической деятельности, которым не дают покоя растущие объемы "не освоенных" ими средств, отчисляемых в федеральный бюджет. "Серые" схемы поставки алкоголя в настоящий момент закрыты, прежде всего, благодаря существующим акцизным маркам". По словам участников рынка, потеря контроля над рынком приведет к попаданию на него некачественных товаров, таких как популярные в 90-х годах спирт Royal и шампанское Yves Roche. "Снижение же поступлений таможенных платежей приведет к тому, что ежегодно казна будет недосчитываться 1 млрд руб.", – заявил RBC daily один из участников рынка.
Любопытно, что в самой ФТС RBC daily заявили, что не имеют никакой информации о готовящихся изменениях акцизных марок. Поэтому заинтересованность ведомства в принятии этого решения также прокомментировали участники рынка. "Такие планы могут возникнуть только из-за полного непонимания таможенниками происходящего, – заявил анонимный собеседник RBC daily. – С другой стороны, есть вероятность, что кто-то просто выполняет заказ. Вряд ли в установлении нового порядка заинтересован действующий игрок рынка, поэтому можно предположить, что какая-то новая структура хочет заняться ввозом алкоголя и обеспечить себе условия для махинаций".
Правда, не все участники рынка видят в возможной инициативе ФТС опасность. Президент Союза участников алкогольного рынка Осман Парагульгов полагает, что упрощение акцизной маркировки приведет лишь к устранению лишних барьеров для предпринимателей. "Решение по этому вопросу еще не принято, но он будет рассматриваться на экспертном совете ФТС, который пройдет в октябре, – заявил RBC daily г-н Парагульгов, занимающий должность заместителя председателя экспертного совета от бизнес-сообщества. – Для защиты же потребителя от подделок, а государства – от неуплаты акцизов мы предложим ряд новых мер". По словам г-на Парагульгова, эффективным приемом в борьбе в неплательщиками акцизов могло бы стать введение финансовой ответственности компаний за неуплату акцизов, к примеру, банковских гарантий. Также специалисты СУАРа считают необходимым ввести обязательный штрих-код, который должен наноситься на марки всего алкоголя – и импортного, и отечественного, распространяемого в России. "Он даст возможность отслеживать хождение алкоголя по всей территории страны", – считает Осман Парагульгов. А в качестве главного способа борьбы как с бюрократическими барьерами, так и с неуплатой акцизов глава СУАРа предлагает обязать производителей алкоголя выплачивать акцизы на 100%. "Сейчас производители платят 20% акцизной стоимости, остальное выплачивают акцизные склады, – говорит г-н Парагульгов. – Все основные схемы неуплаты акцизов или их отсрочки связаны с попаданием алкогольной продукции именно на эти предприятия. Если функция по уплате акцизов полностью перейдет к производителям, то эти схемы исчезнут. К тому же производителей легче контролировать, так как их гораздо меньше, чем акцизных складов". По словам г-на Парагульгова, это предложение уже было одобрено министром сельского хозяйства Алексеем Гордеевым, и есть большая вероятность, что эта схема начнет действовать с 1 января 2006 г., когда будут приняты соответствующие законы.
Ольга Горелик