Регионам не наливать. Россия меняет систему акцизов на алкоголь
В России | 02.11.2004
Yarmarka.net
Основных плательщиков налогов на спиртное — акцизные склады — необходимо ликвидировать, а всю тяжесть акцизной нагрузки на алкоголь перенести на ликероводочные заводы. Такое предложение в ближайшее время планирует внести на рассмотрение правительства руководство Минсельхоза. Революционные изменения системы налогообложения алкогольной отрасли призваны ликвидировать влияние регионов на торговлю спиртным. Впрочем, сделать это будет непросто. После намеченной на следующий год приватизации "Росспиртпрома" местные власти превратятся в полноценных игроков водочного рынка.
Раз в пять лет
Так уж повелось, что раз в пять лет государство кардинальным образом меняет условия работы на алкогольном рынке. В начале 1997 года правительство ввело новый акциз на алкоголь, ставка которого рассчитывалась от объемного содержания этилового спирта, а не от себестоимости производства, как было ранее. Мера не замедлила сказаться на отрасли — впервые за всю историю существования алкогольного рынка (причем не только российского, но и советского) цены на спиртное снизились, а объемы производства легальных производителей резко возросли. Резко возросла и сумма акцизных поступлений в отрасли (с 5,3 млрд рублей по итогам 1996 года до 9,4 млрд по итогам 1997 года).
Впрочем, с течением времени эффект от нового акциза сошел на нет. Во-первых, государство исправно индексировало ставки акцизов на спиртное, причем делало это с опережением инфляции. В результате уже в 2000 году, когда ставка акциза была увеличена аж на 40%, легальное производство опять начало падать. Во-вторых, из-за того, что половину акциза завод платил в федеральный бюджет, а другую половину — в региональный, местные власти в целях повышения собственных доходов стали закрывать свои рынки для привозной водки. Делалось это с помощью так называемых систем качества, при которых вся поступающая водка проходила через уполномоченные местными властями оптовые компании.
Поэтому спустя пять лет производители водки и государство задумались над необходимостью очередных изменений. Результатом этих раздумий стала система расщепленного акциза, введенного с середины 2001 года.
Суть новой системы сводилась к следующему. Предприятие-производитель (то есть ликероводочный завод) платит лишь 50% акциза. Остальные 50% выплачивает оптовик, имеющий специальный акцизный склад. Уплата каждой части акциза подтверждается наклейкой на бутылки марки — федеральной акцизной (для производителя) и региональной специальной (для акцизного склада). Предполагалось, что 50% акциза, уплачиваемых на акцизном складе, пойдут в региональный бюджет. Иными словами, местные бюджеты будут получать доход не от производства на местном же предприятии, а от объемов реализации любой водки в регионе. Таким образом, у местных властей не будет причин стимулировать производство водки внутри региона — свой доход они будут получать от продажи любой водки, попадающей в регион. Однако в реальности все получилось иначе.
Сначала федеральное правительство настояло на том, чтобы обе половины акциза (как от производителя, так и от акцизного склада) шли в федеральный бюджет и лишь потом 50% от полученной суммы возвращались в региональный бюджет. Исправить ситуацию удалось только в начале 2004 года: все алкогольные акцизы стали поступать в региональный бюджет, при этом пропорция между производителем и акцизным складом изменилась. В этом году ликероводочный завод выплачивает лишь 20% акциза на водку, а оставшиеся 80% платит акцизный склад. Однако новая система оказалась еще хуже предыдущей: "региональный водочный сепаратизм" (то есть работа субъектов федерации по недопущению на внутренний рынок водки из других регионов) принял невиданные масштабы. Упала и собираемость акцизов.
Еще на этапе обсуждения противники расщепленного акциза говорили о недопустимости переноса части акциза на оптовиков: количество заводов в ту пору не превышало шесть сотен, тогда как количество оптовиков измеряется тысячами. Поэтому проконтролировать оптовое звено куда сложнее, нежели производство. Эти опасения полностью подтвердились. Сейчас число акцизных складов превышает 2 тыс., контроль за которыми оставляет желать лучшего. Например, в прошлом году акцизными складами было уплачено всего 25,3% всех акцизов.
В итоге на сентябрьском совещании у министра сельского хозяйства РФ Алексея Гордеева ведущие водочные производители, горячо агитировавшие правительство за расщепленный акциз, в буквальном смысле слова потребовали вернуть систему налогообложения отрасли, действовавшую до середины 2001 года. По мнению водочников (с этой позицией согласился и сам господин Гордеев), 100% акциза должны поступать в федеральный бюджет и платиться исключительно ликероводочными заводами. Пересмотр акцизов в соответствии с "пятилетним циклом" спланирован на 2006 год и, по всей видимости, будет поддержан в правительстве.
Все бутылки в одну корзину
По мнению большинства крупных участников рынка, переход к новой системе налогообложения отрасли, при которой плательщиком 100% акциза выступит завод, а получателем — федеральный бюджет, сразу решит массу нынешних проблем рынка.
Во-первых, резко повысится собираемость акцизов. Ведь число плательщиков резко сократится, и контролировать их будет значительно проще. Кроме того, по мнению крупных участников рынка, то, что получателем "пьяных денег" выступает федеральный бюджет, должно способствовать улучшению налоговой дисциплины. Как объяснил один крупный производитель, "регионы рассматривают алкогольные акцизы как свои собственные. Поэтому перед ними две альтернативы — либо их честно собрать, либо взять налом вчерную. Естественно, они выбирают второе и пускают тех, кто больше платит, а платят больше нелегалы и местные".
Во-вторых, новая система позволит покончить с запретами на ввоз чужой водки: ведь никаких экономических предпосылок для стимулирования собственных производителей формально у глав местных администрацией больше не будет.
Как следствие, крупные общефедеральные производители алкоголя наконец-то окажутся в равных условиях с мелкими региональными производителями. А это означает долгожданное сокращение числа участников рынка, о котором уже не первый год говорят все эксперты. Ведь мелкие предприятия не имеют ни раскрученных брэндов, ни дистрибуторской сети, ни финансовых ресурсов для конкуренции с крупнейшими общефедеральными производителями ("Веда", "Кристалл", "Исток", ОСТ, "Ладога", "Ливиз", РВВК, "Руст" и ряд других).
Но это в идеале, а на практике ситуация может развиваться совершенно по другому сценарию. Ряд экспертов считают, что убрать местные власти с алкогольных потоков крайне сложно — продажа алкоголя является одной из немногих постоянных статей доходов регионов. Именно при непосредственном участии региональных администраций создавалась система акцизных складов. И новая система налогообложения вряд ли повлечет за собой добровольную ликвидацию местными властями этой системы. Скорее всего, на базе существующих складов начнется масштабное возрождение региональных систем качества, через которые и будут пропускаться все поставки алкогольной продукции. Тем более что запретить дополнительную проверку качества, как это предлагают многие операторы рынка, крайне непросто.
Есть и другой немаловажный аспект. Как уже неоднократно писал "Ъ", в 2005 году состоится акционирование и продажа ФГУП "Росспиртпром", в управлении которого находятся госпакеты акций более 100 ликероводочных заводов страны. Понятно, что за самые ликвидные активы "Росспиртпрома" (например, контрольные пакеты акций столичного "Кристалла", самарского "Родника" или иркутского "Кедра") будут конкурировать лидеры рынка. А вот на акции менее известных ликероводочных заводов претендентов, кроме региональных властей, нет и никогда не будет. Это означает, что уже в будущем году местные администрации имеют все шансы стать полноценными игроками алкогольного рынка. И тогда никакое изменение системы уплаты акциза не заставит их отказаться от поддержки собственных заводов.
Любопытно, что в правительстве также не особо рассчитывают на моментальный эффект от переноса акциза. Поэтому помимо изменения системы налогообложения отрасли сейчас всерьез обсуждается возможность использования ряда так называемых тяжелых мер по усилению контроля за рынком. В частности, речь идет о введении госмонополии на закупку и транспортировку спирта, а также о передаче части надзорных функции Госнаркоконтролю.
Дмитрий Добров