Доля вин из бывших республик Советского Союза на московском рынке будет сокращаться
В России | 02.02.2005
Yarmarka.net
Доля вин из бывших республик Советского Союза на московском рынке будет сокращаться, уступая место иностранным маркам. На прошлой неделе "РБК.Рейтинг" опубликовал данные о развитии рынка вина Москвы и России. Согласно исследованию, число специализированных винных магазинов в течение 2004 г. возросло в полтора раза: сегодня только в столице работает 20 бутиков и свыше 100 магазинов по продаже этого алкоголя. По прогнозам экспертов, в этом году рост рынка вина составит не менее 12-15%, причем изменится и структура спроса.
Прежде всего увеличится доля вин среднеценового сегмента. Также произойдет перераспределение среди стран-поставщиков: западные марки все активнее теснят традиционного лидера – вина из Молдавии.
По данным компании "Бизнес-Аналитика", в 2003 г. общий объем выпуска и импорта вина составил 71,4 млн дал, а потребление за тот же период – 86 млн дал. При этом существенную долю на рынке занимала продукция низкоценового сегмента (имеется в виду стоимость бутылки 2-2,75 долл.) вина производства России и стран СНГ. Однако уже тогда была отмечена тенденция к сокращению этого сегмента за счет роста продаж в среднеценовом и высокоценовом сегментах. Она сохранилась и в прошлом году. Эксперты компании отмечают, что доля продаж в высокоценовом сегменте за 2002–2004 гг. увеличилась на 11% – во многом за счет того, что возросла доля импорта. В первом полугодии 2004 г., по данным "Бизнес-Аналитики", около 55% общего объема продаж приходилось на низкоценовые категории, однако массовый спрос был и в среднем ценовом сегменте. А 17% в стоимостном выражении на рынке приходилось на продажи вин высокой и премиальной категорий.
Как следует из исследования "РБК.Рейтинг", больше половины объема продаж на отечественном рынке вина приходится на импорт: прирост только этого сегмента за 10 месяцев 2004 г. составил 52,2%. А общий объем рынка достиг 342 млн долл. Причем на Москву приходится львиная доля от этой суммы – около 300 млн. Авторы исследования также подчеркивают, что потребление и продажа вина в России за последнее время увеличились на 15% и 25% соответственно. "Участники рынка ожидают в ближайшее время настоящий бум, – сказали RBC daily в "РБК.Рейтинг". – Растет мировой рынок вина, и крупные компании активно поглощают более мелкие частные фирмы".
Примечательно, что особенно перспективными сейчас считаются как раз российский рынок и китайский. Только, в отличие от последнего, у нас потребители все чаще отдают предпочтение дорогой продукции. "В Европе потребление вина падает, и на первый план выходит Россия, – считает коммерческий директор компании "Симпл" Анатолий Корнеев. – На этот год мы прогнозируем рост рынка как минимум на 12%, а более вероятно, что в сегменте зарубежных вин он составит 15-20%". Особое место в структуре потребления занимает Москва – город с более высоким достатком населения и более высокими запросами на вино. "В столице по-прежнему пользуются спросом вина среднего и выше среднего ценового уровня – в пределах 7-15 евро за бутылку, – сказал RBC daily г-н Корнеев. – Но постепенно в структуре потребления доля вин из республик бывшего Советского Союза будет снижаться: чем больше доход у покупателя, тем больше у него потребностей включать в рацион новые сорта. Хотя на первом месте в абсолютных показателях сейчас остается молдавская продукция, неплохие темпы набирает на рынке импорт из Франции и Италии".
По словам собеседника RBC daily, основной конкурент вина сегодня в России – пиво. Темпы его потребления на рынке алкогольных напитков по-прежнему высоки. Однако свою лепту вносит развитие специализированных винных магазинов и бутиков. По данным "РБК.Рейтинг", в прошлом году количество таких магазинов возросло больше чем в 1,5 раза. Например, в Москве насчитывается около 20 винных бутиков и более 120 сетевых и профильных магазинов по продаже алкоголя.
Сходного мнения придерживаются в компании ACNielsen Россия. "Согласно данным исследования привычек московских покупателей Shopper Trends (оно проводилось в ноябре-декабре 2003 г.), частота покупок в специализированных магазинах существенно ниже, чем в других типах торговых точек, – сказали RBC daily в компании. – Московский покупатель посещает магазин, специализирующийся на алкогольной продукции, 2 раза в месяц против 14 посещений традиционного продовольственного магазина. Тем не менее 15% москвичей приобретают алкогольные напитки в основном в магазинах данного формата".
Как считают эксперты ACNielsen Россия, это связано с восприятием алкогольной продукции обособленно от остальных продуктов. "В результате для удовлетворения клиента как минимум необходим особый подход к мерчендайзингу данной категории товаров в рамках универсальной торговой точки, что приводит к востребованности узкоспециализированного формата торговли. Он привлекает покупателей алкогольной продукции профессионализмом продавцов, способных дать консультацию, широким ассортиментом качественных напитков и наличием в продаже сопутствующих товаров". На взгляд Анатолия Корнеева, хотя основная доля покупок вина пока происходит в супермаркетах, в скором времени число розничных винных бутиков, винотек и магазинов существенно возрастет. "Многие импортеры заинтересованы в этом, – считает он. – Это выгодно: можно грамотно позиционировать свою продукцию и предоставлять хороший сервис покупателям".
Анна Попова